Тест№6. Моделирование оптимального управления порожними вагонами различных форм собственности
Справочный материал
Пусть в пунктах A1,A2, . . . ,Am находятся порожние вагоны,
причем в пункте Ai находится, соответственно, ai вагонов перевозчика
и a*i вагонов других форм собственности (фирм, иностранных и т. д.).
Эти вагоны должны быть поданы под погрузку в пункты B1,B2, . . . , Bn, причем заявки этих пунктов составляют, соответственно, b1,b2, . . . , bn вагонов. В общем случае исходными данными являются:
m – число пунктов отправления (ПО);
n – число пунктов назначения (ПН);
Cij – транспортные расходы по перемещению одного вагона из пункта i в пункт j, "ij; при этом для вагонов других форм собственности эти расходы Cij* - это и собственно транспортные расходы и арендная плата и другие финансовые выплаты, которые перевозчик платит владельцам вагонов.
Критерием задачи являются суммарные затраты на перемещение вагонов.
Элементы модели:
– матрица перевозок;
C и С*– матрицы транспортных затрат;
a=(a1, a2, . . . , am), a*=(a1*,a2*,. . . , am*) –
вектора возможностей ПО;
b=(b1, b2, . . . , bn) – вектор потребностей ПН.
Удобно задачу представить в табличном виде:
Bj Ai | B1 | . . . | Bn | Запасы |
A1 | C11 C11* | . . . | C1n C1n* | a1 a1* |
A2 | C21 C21* | . . . | C2n C2n* | a2 a2* |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
Am | Cm1 Cm1* | . . . | Cmn Cmn* | am am* |
Заявки | b1 | . . . | bn |
Задача, отображающая таблицу, не является классической транспортной задачей и не может быть решена методами решения транспортных задач из-за наличия в пунктах отправления принципиально разных вагонов с точки зрения затрат на перемещение этих вагонов в пункты назначения. Однако, эта задача может быть преобразована в другую, которая уже будет классической транспортной задачей.
Идея преобразования состоит в том, чтобы реальным пунктам A1, A2, . . . , Am поставить в соответствие эти пункты, но с запасами a1,a2,…,am и, якобы другие, но по существу те же пункты с другими индексами Am+1, Am+2, …, Am+m с запасами a1*,a2*,…,am* и соответствующими стоимостями перемещений вагонов. Тогда вышеприведенная таблица преобразуется в таблицу
Bj Ai | B1 | . . . | Bn | Запасы |
A1 | C11 | . . . | C1n | a1 |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
Am | Cm1 | . . . | Cmn | am |
Am+1 | C11* | . . . | C1n* | a1* |
… | . . . | . . . | . . . | . . . |
Am+m | Cm1* | . . . | Cmn* | am* |
Заявки | b1 | . . . | bn |
Задача, соответствующая этой таблице, уже может быть решена методами решения транспортной задачи.
Пример.Решить задачу оптимального управления порожними вагонами, заданную следующей таблицей:
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | Запасы |
A1 | 35+30 | |||
A2 | 70+25 | |||
Заявки |
Здесь, как и выше, в правом верхнем углу каждой клетки, соответствующей перевозкам из Ai в Bj, стоят стоимости Cij, а в левом нижнем углу – стоимости Cij*. В столбике для запасов в каждой клетке первое слагаемое соответствует количеству имеющихся в запасе в этом пункте порожних вагонов перевозчика, а второе слагаемое – количество вагонов других форм собственности. В заявках, естественно, нет разделения по формам собственности.
В соответствии с предложенным выше алгоритмом для вагонов других форм собственности из пункта A1 вводим фиктивный пункт A3, а для соответствующих вагонов из пункта A2 – фиктивный пункт A4. Кроме того,
так как суммарное число заявок (140) меньше суммарного числа запасов (160), то для приведения задачи к классической транспортной задаче вводим фиктивный пункт назначения B4 с заявкой 20 (160-140=20) и с нулевыми стоимостями перевозок. Тогда задача преобразуется в задачу, представленную таблицей:
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
A4 | |||||
Заявки |
Эта задача является классической сбалансированной транспортной задачей и она может быть решена методами решения этой задачи.
Начальный базисный план можем получить по методу наименьшей стоимости по строчкам. Этот план представлен нижеприведенной таблицей:
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | 05 | 20 | |||
A3 | 30 | ||||
A4 | |||||
Заявки |
Значение критерия (стоимость перевозок) для этого базисного плана будет равно: f(Xб)=80×35+110×05+90×20+100×45+260×30+220×05+00×20=18550.
Чтобы улучшить этот базисный план или убедиться, что план оптимальный, применим метод потенциалов. Выберем для пунктов отправления Ai потенциалы - ui, а для пунктов назначения Bj, соответственно, потенциалы vj. Составим систему уравнений для потенциалов, основываясь на базисных клетках предыдущей таблицы:
v2 – u1 = 80, v1 – u2 = 110, v2 – u2 = 90,
v3 – u2 =100, v1 – u3 =260, v1 – u4 = 220, v4 – u4 = 0.
Полагая u1 = 0, для остальных значений потенциалов из этой системы получим: v2 = 80, v1 = 100, u2 = - 10, v3 = 90, u3 = - 160, u4 = - 120, v4 = - 120. Вычислим теперь значения псевдостоимостей Ĉij = vj – ui для свободных клеток: Ĉ11 = 100, Ĉ13 = 90, Ĉ14 = - 120, Ĉ24 = - 110, Ĉ32 = 240, Ĉ33 = 250, Ĉ34 = 40, Ĉ42 = 200, Ĉ43 = 210, Ĉ44 = 0. Для всех свободных клеток, кроме трех, выполняются неравенства Ĉij ≤Cij. Для клеток (3,2), (3,3) и (3,4) имеет место противоположный знак. На основе клетки (3,2) осуществим циклическое перемещение перевозок с целью получения лучшего базисного плана. Переместим 20 единиц груза (20 вагонов) из базисной клетки (2,2) в свободную клетку (3,2), затем для соблюдения баланса из 30 вагонов клетки (3,1) 20 вагонов переместим в клетку (2,1). Цикл замкнулся. Новый базисный план, соответствующий этим перемещениям в таблице, представлен в новой таблице:
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
A4 | |||||
Заявки |
Значение критерия для этого базисного плана равно:
f(Xб) = 80×35+110×25+100×45+260×10+190×20+220×05+00×20 = 17550.
Как видно из значения критерия полученный базисный план лучше предыдущего плана. Проделав еще несколько итераций в методе потенциалов, получим базисный план, соответствующий таблице:
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
A4 | |||||
Заявки |
Составляя систему уравнений для потенциалов базисных клеток этой таблицы, получим:
v2 – u1 = 80, v3 – u1 =90, v3 – u2 = 100, v1 – u2 = 110,
v2 – u3 = 190, v1 – u4 =220, v4 – u4 = 00.
Решая эту систему, для потенциалов получим следующие значения:
u1 = 0, v2 = 80, v3 =90, v1 = 100, u2 = - 10, u3 = - 110, u4 = - 120, v4 = - 120. Отсюда для псевдостоимостей свободных клеток получим: Ĉ11 = 100,
Ĉ14 = - 120, Ĉ22 = 90, Ĉ24 = - 110, Ĉ31 = 220, Ĉ33 = 200, Ĉ34 = - 10, Ĉ42 = 200,
Ĉ43 = 210. Нетрудно убедиться, что для всех клеток выполняются
неравенства Ĉij ≤ Сij, а это означает, что полученный базисный план является оптимальным. Итак, 40вагонов, необходимых для пункта B1, доставляются в этот пункт следующим образом – 35вагонов перевозчика из пункта A2 и 5вагонов других форм собственности из этого же пункта; соответственно, 55вагонов для B2 доставляются – 25вагонов перевозчика из пункта A1 и 30вагонов других форм собственности из этого же пункта; аналогично, 45вагонов для B3 доставляются – 10вагонов перевозчика из пункта A1 и 35вагонов перевозчика из пункта A2. В фиктивный пункт назначения из-за нулевой стоимости перевозок ничего не направляется, 20 вагонов других форм собственности остаются в пункте A2.
Задания
В таблицах по каждому варианту представлены: запасы вагонов в пунктах Ai – в последнем столбике таблицы (в правом верхнем углу клетки-вагоны перевозчика, в левом нижнем углу клетки-вагоны других форм собственности), заявки на вагоны от пунктов Bj – в последней строке таблицы, в правом верхнем углу остальных клеток транспортные расходы по перемещению одного вагона из Ai в Bj - Cij для вагонов перевозчика, а в левом нижнем углу - Cij* для вагонов других форм собственности.
Составить оптимальный план распределения вагонов.
№1
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№2
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№3
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№4
B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы | |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№5
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№6
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№7
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№8
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№9
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№10
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№11
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№12
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№13
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№14
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№15
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№16
B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы | |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№17
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№18
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№19
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№20
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№21
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№22
Bj Ai | B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№23
B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы | |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№24
B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы | |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
№25
B1 | B2 | B3 | B4 | Запасы | |
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
Заявки |
Тест № 7 – Сети Петри.
Справочный материал.