Анализ ритмичности выпускаемой продукции

Качество продукции- совокупность свойств определяющих степень ее пригодности по назначению.

Качество продукции характеризуется следующими показателями:

- технико-эксплуатационные показатели;

- надежность и долговечность;

- сортность.

При анализе качества продукции необходимо:

- рассчитать удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме выпущенной продукции.

- рассчитать удельный вес забракованной продукции в общем объеме выпущенной продукции.

- рассчитать удельный вес сумм полученных покупателями по рекламации в общем объеме реализации.

- рассчитать удельный вес брака в себестоимости продукции (расходы по исправлению брака + себестоимость неисправимого брака / на себестоимость выпущенной продукции)

- рассчитать удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимость продукции (себестоимость неисправимого брака + расходы по исправлению - стоимость окончательного брака по цене возможного использования – сумма удержаний с виновного лица – сумма, полученная от поставщиков за некачественные поставки сырья и все деленное на себестоимость выпущенной продукции)

Коэффициент сортности. Определяется как отношение планового (фактического) объема выпуска продукции в стоимостном выражении на этот же объем продукции по цене верхнего предела сортности.

Рассчитанные показатели за анализируемый период нужно сопоставить с аналогичными данными за прошлый период, а если эти показатели планируются, то и с плановыми данными.

При анализе нужно выяснить причины, которые влияют на качество продукции.

В заключение анализа необходимо составить план мероприятий на повышение качества продукции.

ЗАДАЧАПроанализировать качество выпущенной продукции

Сорт продукции Выпуск продукции, т. Оптовая цена 1т. Продукции, тыс.руб. Стоимость выпущенной продукции, тыс.руб.
План Отчет   План Отчет  
Высший  
Первый  
Итого -  

1 Определяем удельный вес, каждого сорта:

- высший сорт

Уд. вес по пл..= 50/90*100% = 55,6%

Уд. вес по отч.= 54/92*100% = 58,7%

(58,7-55,6)/55,6*100% = 5,6%

Удельный вес выпуска продукции высшего сорта по сравнению с плановым заданием повысился на 5,6%

- первый сорт

Уд. вес по пл.= 40 / 90 * 100% = 44,4%

Уд. вес. по отч.= 38 /92 * 100% = 41,3%

(41,3 - 44,4) / 44,4 * 100% = -6,9%

Удельный вес продукции первого сорта по сравнению с плановым заданием снизился на 6,9%

2 Определяем коэффициент сортности:

Ксортности пл. = 1600 /90 * 20 = 0,888

Ксортности отч. = 1650 /92 * 20 = 0,896

(0,896-0,888) / 0,888 * 100% = 0,9%

Предприятие улучшило качество продукции по сравнению с плановым заданием на 0,9%

ЗАДАЧАПроанализировать качество продукции

Показатели   Прошлый год Отчетный год
Себестоимость окончательного брака 5,7 6,1
Затраты на исправление брака 4,3 4,5
Себестоимость брака по цене возможного использования 0,8 0,9
Сумма удержаний с виновного лица 0,7 0,9
Сумма полученных претензий от поставщиков за некачественные поставки сырья и материалы 1,0 1,5
Себестоимость выпущенной продукции  

1 Определяем удельный вес брака в себестоимости продукции:

- прошлый год

(Себестоимость окончательного брака + Затраты на исправление брака)/ Себестоимость выпущенной продукции

(5, 7+ 4,3 )/ 150 * 100% = 6,7%

- отчетный год

(6,1 + 4,5 )/ 175 * 100% = 6,1%

2 Определяем удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции:

- прошлый год

(5,7 + 4,3 -0,8 - 0,7 -1 )/ 150 * 100% = 5%

- отчетный год

(6,1+ 4,5 - 0,9 - 0,9 -1,5) / 175 * 100% = 4,2%

Удельный вес брака в себестоимости продукции и удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции снизился, следовательно, предприятие улучшило качество выпущенной продукции.

10. Анализ выполнения плана по объему реализации

Реализованная продукция- это продукция, которая отгружена покупателю и оплачена им.

В объеме реализации надо учитывать товарную продукцию планового года ± остатки товарной продукции на начало и конец года.

↑РП = ↑ТПпл. год + ↓остатки ТП н.г – остатки ТП кон. года.

↓остатки ГП на складе

↓остатки товаров отгруженных

При анализе выполнения плана по объему реализации необходимо:

1 Определить процент выполнения плана по объему реализации;

Для этого необходимо сопоставить фактический объем реализации в ценах предприятия (без НДС) с плановым заданием. Причем если за отчетный период произошло изменение действующих оптовых цен, то плановый объем реализации нужно скорректировать на это изменение.

2 Определить отклонение от плана и выявить факторы, которые повлияли на изменение объема реализации:

- изменение выпуска товарной продукции за анализируемый период.

Увеличение выпуска товарной продукции приводит к увеличению объема реализации при условии, что вся продукция произведенная сверх плана реализована в отчетном периоде.

- изменения остатков готовой продукции на складах предприятия (их уменьшение приводит к увеличению объема реализации)

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателем в срок.

Поступление денег за ранее отгруженную продукцию приводит к увеличению объема реализации.

- ритмичность работы предприятия;

- работа отдела сбыта, который должен своевременно и четко использовать транспортные средства, вести подготовку готовой продукции к отгрузке, изучать спрос потребителя;

- работа финансового отдела и бухгалтерии, которые должны следить за своевременностью оплаты счетов покупателей, за своевременностью предъявления документов в банк на отгруженную продукцию.

3 Установить темп роста объема реализации по сравнению с прошлым годом.

4 Анализ выполнения плана по реализации должен проводиться с анализом выполнения плана по кооперированным поставкам.

ЗАДАЧАПровести анализ выполнения плана по объему реализации

Показатели   План Отчет
Выпуск товарной продукции, тыс. руб.
Остатки готовой продукции на складах:    
- на начало периода
- на конец периода
Товарная продукция отгруженная, но не оплаченная покупателем:    
- на начало периода -
- на конец периода -
Объем реализации  
   

1 Определяем процент выполнения плана по объему реализации и отклонения от плана

% выполнения плана РП = 4793/4449*100% = 107,7%

∆ РП = 4793-4449 = 344 тыс.руб.

План по объему реализации продукции перевыполнен на 7,7% или на 344 тыс.руб.

2 Определяем влияние факторов на отклонения по объему реализации:

- изменение выпуска товарной продукции

∆ТП = 4680-4348 = 332 тыс.руб.

% выполнения плана ТП = 332/4449*100% = 7,46%

За счет перевыполнения плана по выпуску ТП предприятие увеличило объем реализации на ту

величину

∆РП1 = 332 тыс.руб. или 7,5%

- изменение остатков ГП на складе

∆ ГП н.г. = ГП отч. – ГП пл.

∆ ГП н.г. = 106-125 = -19 тыс.руб.

∆ ГП к.г. = 48-24 = 24 тыс.руб.

∆ ГП = ∆ ГП к.г. - ∆ ГП н.г

∆ ГП = 24 – (- 19) = 43 тыс.руб.

За счет увеличения складских запасов предприятие уменьшило объем реализации.

∆РП2 = -43 тыс.руб.

% = -43/4449*100% = -0,96%

- изменение товаров отгруженных, но не оплаченных в срок

∆ ТО = ТО к.г. - ТО н.г

∆ ТО = 33-88 = -55 тыс.руб.

- За счет поступления денег за продукцию ранее отгруженную предприятие увеличило объем реализации на 55 тыс. руб.

∆РП3 = 55 тыс.руб.

% = 55/4449*100% = 1,23%

Проверка:

∆РП = ∆РП1 + ∆РП2 + ∆РП3

344 = 332-43+55

344 = 344

План по объему реализации перевыполнен за счет увеличения выпуска товарной продукции и поступления денег за продукцию ранее отгруженную

Наши рекомендации