Внешнее и внутрифирменное обучение
Рисунок 5.2 - Внешнее и внутрифирменное обучение
Внутрифирменное обучение – особая схема организации подготовки взрослых.
Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.
Сравнение внутрифирменного и внешнего обучения представлено в таблице 5.2.
Таблица 5.2- Сравнение внутрифирменного и внешнего обучения
Внутрифирменное обучение | Внешнее обучение |
Возможность приспособить содержание и сроки обучения к потребностям организации (+) | Отсутствие прямой связи с потребностями организации, отрыв от практики, навязывание программ и методов обучения (-) |
Возможность прервать обучение в связи с производственной необходимостью и отозвать работника (+/-) | Невозможность отзыва работника(+/-) |
Психологическая скованность обучаемых (-) | Психологическая раскованность обучаемых (+) |
Возможность использования собственного оборудования и технологий (+), ограниченность новой информации (-) | Возможность использования специальных средств обучения и тренажеров, получения новой информации (+) |
Экономичность при большой аудитории (+) | Экономичность и при небольшом количестве обучаемых (+) |
Ограниченность выбора квалифицированных преподавательских кадров (-) | Широкий выбор и высокая квалификация преподавателей (+) |
Виды обучения
Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между видами обучения.
Таблица 5.3- Характеристика видов обучения
Вид обучения | Характеристика вида обучения |
1. Профессиональная подготовка кадров | Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь) |
1.1 Профессиональная начальная подготовка | Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки(бакалавр) |
1.2 Профессиональная специализированная подготовка | Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (специалист, магистр). |
Продолжение таблицы 5.3
Вид обучения | Характеристика вида обучения |
2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) | Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) |
2.1Совершенствование профессиональных знаний и способностей | Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) |
2.2Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе | Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3.Профессиональная переподготовка (переквалификация) | Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
5.1.8 Формы обучения
Рисунок 5.3 – Формы обучения
Выбор конкретных форм организации подготовки работников российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут для этого создавать учебные центры, а также заключать договоры на обучение с профессионально-техническими учебными заведениями или учебными центрами. Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих местах данного предприятия, которое разрабатывает и утверждает учебные планы и программы. Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах (пунктах) и на специальных курсах.