Структура национальной инновационной системы
Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС. На рис.1.1. представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран.
Рис.1.1. Структура национальной инновационной системы
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного (предпринимательского) сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности. В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда
Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.
В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:
· разработку стратегии инновационного развития экономики;
· проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;
· формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, правовое, ресурсное и кадровое обеспечение;
· установление рамочных условий и разработку нормативно-правовой базы, способствующих развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;
· поддержку развития инновационной инфраструктуры;
· разработку и реализацию финансовых мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности;
· подготовку кадров инновационной деятельности;
· поддержку сферы исследований и разработок, при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке;
· координацию и мониторинг национальной инновационной политики.
Особую значимость приобретают механизмы государственной поддержки инновационной сферы. Отчетливо проявляется тенденция возрастания масштабов финансирования научных исследований и разработок. Развитые страны стремятся обеспечить наукоемкость на уровне 3% валового внутреннего продукта (ВВП). В 2003 году наукоемкость ВВП в ЕС составила 1,93 %, в США – 2,59 %, в Японии – 3,15 %. Лидерами по наукоемкости ВВП являются Швеция – 4,3 % и Финляндия – 3,5 %.
Схемы государственной поддержки создания и роста высокотехнологичных предприятий реализуются, в частности, через государственные инвестиции в венчурные фонды, налоговые льготы, ускоренную амортизацию. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как ключевой фактор её государственной поддержки основано на совокупности финансовых институтов и организаций (инфраструктуре), множественности источников и целевом осуществлении финансирования. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников: средств предприятий, специальных инновационных фондов, отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов и др.
До настоящего времени в общей сумме внутренних затрат на ИР доля бюджета составляла до 50%, организаций, занятых ИР – около 12% и внебюджетных инновационных фондов – 10%. Невелика доля инвестиций и вовсе отсутствует венчурное финансирование. Кроме того, указанные источники имеют небольшой потенциал и слабо координируются по приоритетным направлениям инновационной деятельности в стране.
Центральное место в реализации этих задач занимает Концепция системы подготовки специалистов для инновационной сферы в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации. К основным направлениям реализации данной концепции относятся: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы подготовки специалистов в инновационной сфере, ее стимулирование и преобразование; формирование двухступенчатой системы подготовки специалистов для инновационной сферы, включая руководителей государственных органов, отвечающих за реализацию инновационной политики государства; развитие инновационной деятельности в системе образования и проведение научных исследований, направленных на поиск путей расширения и повышения эффективности инновационной деятельности; расширение международного сотрудничества в области подготовки и переподготовки специалистов для инновационной сферы.