Структура национальной инновационной системы

Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС. На рис.1.1. представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран.

Структура национальной инновационной системы - student2.ru

Рис.1.1. Структура национальной инновационной системы

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного (предпринимательского) сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности. В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда

Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.

В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:

· разработку стратегии инновационного развития экономики;

· проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;

· формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, правовое, ресурсное и кадровое обеспечение;

· установление рамочных условий и разработку нормативно-правовой базы, способствующих развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;

· поддержку развития инновационной инфраструктуры;

· разработку и реализацию финансовых мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности;

· подготовку кадров инновационной деятельности;

· поддержку сферы исследований и разработок, при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке;

· координацию и мониторинг национальной инновационной политики.

Особую значимость приобретают механизмы государственной поддержки инновационной сферы. Отчетливо проявляется тенденция возрастания масштабов финансирования научных исследований и разработок. Развитые страны стремятся обеспечить наукоемкость на уровне 3% валового внутреннего продукта (ВВП). В 2003 году наукоемкость ВВП в ЕС составила 1,93 %, в США – 2,59 %, в Японии – 3,15 %. Лидерами по наукоемкости ВВП являются Швеция – 4,3 % и Финляндия – 3,5 %.

Схемы государственной поддержки создания и роста высокотехнологичных предприятий реализуются, в частности, через государственные инвестиции в венчурные фонды, налоговые льготы, ускоренную амортизацию. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как ключевой фактор её государственной поддержки основано на совокупности финансовых институтов и организаций (инфраструктуре), множественности источников и целевом осуществлении финансирования. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников: средств предприятий, специальных инновационных фондов, отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов и др.

До настоящего времени в общей сумме внутренних затрат на ИР доля бюджета составляла до 50%, организаций, занятых ИР – около 12% и внебюджетных инновационных фондов – 10%. Невелика доля инвестиций и вовсе отсутствует венчурное финансирование. Кроме того, указанные источники имеют небольшой потенциал и слабо координируются по приоритетным направлениям инновационной деятельности в стране.

Центральное место в реализации этих задач занимает Концепция системы подготовки специалистов для инновационной сферы в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации. К основным направлениям реализации данной концепции относятся: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы подготовки специалистов в инновационной сфере, ее стимулирование и преобразование; формирование двухступенчатой системы подготовки специалистов для инновационной сферы, включая руководителей государственных органов, отвечающих за реализацию инновационной политики государства; развитие инновационной деятельности в системе образования и проведение научных исследований, направленных на поиск путей расширения и повышения эффективности инновационной деятельности; расширение международного сотрудничества в области подготовки и переподготовки специалистов для инновационной сферы.

Наши рекомендации