Вопрос № 23.Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь

Прибыль предприятия является главной экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся незаменимыми для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности, выражающиеся в приросте совокупного капитала предприятия.

В настоящий момент можно выделить следующие определения прибыли:

1. Это плата за услуги предпринимательской деятельности.

2. Это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.

3. Это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.

Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационной формы. Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций

Таким образом, прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль, являясь важнейшей категорией рыночных отношений и основной целью деятельности предприятия, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и выполняет определенные функции:

Вопрос № 23.Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь - student2.ru

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают.

 
  Вопрос № 23.Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь - student2.ru

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли:

где Рб- балансовая прибыль или убыток;

Рр- результат (прибыль или убыток) от реализации (работ, услуг);

Рф- результат от финансовой деятельности;

Рвн - сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Балансовая прибыль – это не единственный показатель прибыли, так же существуют другие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; нераспределенная прибыль. Механизм формирования данных показателей можно представить:

 
  Вопрос № 23.Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь - student2.ru

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Первая составляющая включает финансовый результат от реализации товарной продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции), вторая от прочей реализации (финансовые результаты по операциям с ценными бумагами, прибыль от вспомогательных хозяйств, от реализации ТМЦ и т. д.). Третья составляющая включает экономические санкции (штрафы, пени, неустойки уплаченные и полученные); поступления безнадежных долгов; списания долгов дебиторской задолженности, недостач и потерь от порчи ценностей и другие потери и убытки.

Кроме того, выделяется валовая прибыль. Валовая прибыль отличается от балансовой прибыли тем, что при включении в валовую прибыль прибыли от реализации Основных Фондов и иного имущества, учитывается превышение между продажной ценой и первоначальное или остаточной стоимостью этого имущества. При этом указанная первоначальная или остаточная стоимость умножается на индекс инфляции. В прибыль валовую, в отличие от балансовой, так же включается сумма превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, над их нормируемой величиной.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль, от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле

Прi = (Цi - Сi ) × Vi ,

где Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi - объем реализации i-ой продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Налогооблагаемая прибыль - часть прибыли предприятия, облагаемая налогом в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой или валовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой или другие аналогичные по назначению фонды, а так же прибыль (доход), облагаемый налогом в ином законодательном порядке.

Льготируемая прибыль - часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Чистая прибыль - прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты. Для определения чистой прибыли из баланса предприятия вычитается налог на прибыль, налог на рекламу и другие налоги и платежи, оставшаяся разница в виде чистой прибыли используется предприятием по своему усмотрению.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:

прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств), прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП, за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды, прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее инвестиции.

Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Вопрос № 24. Планирование прибыли в системе учета полных и усеченных ("директ-костинг") затрат на производство.

I. При учете полных (валовых издержек) расчет прибыли проводится в один этап:

Прибыль (баланс.) Р = Выручка (без налога) – Издержки валовые (с/с полная)

II. При учете затрат по системе "директ-костинг" (с/с подсчитывается по усеченным затратам: учитываются только переменные издержки).

Денежное выражение объема продукции (выручка), издержки и прибыль (чистый доход) прямо и непосредственно связаны друг с другом. Основой определения их взаимосвязи и взаимовлияния является группировка затрат на переменные и условно-постоянные. Этот метод получил название директ – костинг (direct - costing) и трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли. Связь между объемом продаж и структурой издержек можно представить в виде анализа безубыточности, который в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Этапы:

1. Анализ рынка на основе маркетинговых исследований и планирование основных показателей по конкретным изделиям.

Проводится на основе оптимизации прибыли. Но т.к. прибыли на изделие в системе "директ-костинг" не, оптимизируется маржинальный доход.

По изделию А.

Показатели Базов период Изменение в % Планов
1. Объем продаж g, тыс. шт.      
2. Цена на изделие Ц, руб.      
3. Валовая выручка (1*2), тыс. руб.      
4. Переменные издержки Ипер на 1 изделие, руб.      
5. И пер на весь объем (4*1)      
6. Маржинальный доход МД (3-5)      

2. Оценивается сравнительная доходность конкретных изделий.

Коэффициент МДi

доходности = Кдi = --------- * 100% , где

Изделий Nрi

Мдi – маржинальный доход по i-му изделию;

Nрi – выручка по i-му изделию.

3. Составляется план по прибыли от реализации основной продукции.

Показатели, тыс. руб. Товарные группы Итого по фирме в целом
  А В С  
1. Валовая выручка от реализации Nр        
2. Издержки переменные        
3. МД (1-2)        
4. Ипост без А        
5. Чистый доход (3-4)        
6. Амортизация        
7. Прибыль (5-6 или 3-4-6)        

4. Оценивается покрытие ликвидностей при этом расчетном плане.

Если прибыль недостаточна Þ возвращаемся к первому этапу.

В 2 этапа В 3 этапа

Nр – Ипер = МД Nр – Ипер = МД
МД – Ипост = Р МД – (Ипост – А) = ЧД
  ЧД – А = Р

Анализ безубыточности основан на ряде допущений:

· зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

· остается неизменным ассортимент изделий.

· объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.

Минимальный объем реализации Qmin, покрывающий затраты на производство и реализацию, т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin=F/(P-a), шт. или в денежном выражении:

Bmin=F/(1-b)

где Q— количество единиц продукции;

Р — цена единицы продукции;

F—расходы постоянные;

V— расходы переменные;

а — величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b— доля переменных затрат в базовой выручке.

Наши рекомендации