Ценовая политика предприятия. Ценообразование на предприятии
Ценообразование на предприятии
Понятие, функции, виды цен
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Она выполняет различные функции:
а) учетную, т.е. цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оценивают затраты и результаты производства
б) стимулирующую, т.е. цены используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий;
в) распределительную, т.е. через акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на добавленную стоимость, поступающих в бюджет государства, региона, включаемых в цену происходит распределение чистого дохода.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам:
1) по степени регулируемости:
а) свободные, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния;
б) регулируемые, которые складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения, но испытывают воздействие государства путем прямого ограничения их роста или снижения;
в) фиксированные.
2) по характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые цены на продукцию промышленности:
· оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность
· оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость;
- цены на строительную продукцию:
· сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
· прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);
· договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком;
- закупочные - цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта - выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения ;
- розничные - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3) в зависимости от территории действия:
· цены единые по стране, или поясные - устанавливаются только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие);
· цены региональные (зональные, местные) - устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.
В зависимости от других классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
Ценовая политика предприятия
Ценовая политика. это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.
При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:
- когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;
- какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;
- по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
- на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
- как распределить во времени определенные ценовые изменения;
- какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:
1. сбор и систематический анализ информации о рынке (о закономерностях спроса, издержках, ценах и товарах конкурентов),
2. обоснование основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени (обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка),
3. выбор методов ценообразования,
4. установление конкретного уровня цены и формирование системы скидок и надбавок к цене,
5. корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.