Алгоритм Target Costing

Растущее значение ценовой политики. Растущее значение ценовой политики связано с тем, что в 1980-1990-е гг. ситуация на многих рынках изменилась. Происходило снижение потенциала увеличения сбыта и привлечения новых клиентов. Для преодоления негативных тенденций потребовалось усилить внимание к ценовой политике, усовершенствовать методы ценообразования.

Вертикальная конкуренция. В отличии от значения ценовой политики в прошлом, связанного в основном с горизонтальной конкуренцией, в настоящее время существует не только сильная горизонтальная, но и растущая жесткая вертикальная конкуренция. Это – борьба всех организаций, участвующих в изготовлении конечной продукции за распределение стоимости, уплачиваемой конечным потребителем. В этой связи возникают новые тенденции связанные с сокращением числа поставщиков, усилением конкуренции между торговыми марками, развитием сетевого управления.

3. Растущая ориентация на клиентов. Другой тенденцией в содержании ценовой политики организаций следует считать растущую ориентацию на клиентов (Таблица 1). В настоящее время в связи с растущей конкуренцией происходит переход от маркетинговой ориентации на продукт к ориентации на клиента, в том числе в ценовой политике. Это означает, что в ценообразовании все больше учитываются перспективы субъективного восприятия продукта потребителем, достижение его целевого эффекта.

4. Интернационализация. Растущая интернационализация в ценообразовании связана с глобализацией рынков. Клиенты получают возможность принимать решения о покупке продуктов с учетом международного фактора. Ценообразование все сильнее входит в международный маркетинг, что сопряжено и с дополнительными возможностями, и с дополнительными рисками.

5. Профессионализация. Растущая профессионализация в принятии ценовых решений являясь новой тенденцией, означает, что процесс ценообразования должен опираться на исследования рынков и создание моделей рынка и потребительских предпочтений.

6. Электронные рынки.В настоящее время создаются электронные открытые информационные системы, интернет входит в каналы коммуникации и сбыта фирм. Это непосредственно отражается на ценообразовании.

2 вопрос

В экономической теории сосуществуют две теории цены, каждая из которых по своему определят основание цены: стоимостная (трудовая) и ценностная (полезностная).

Согласно стоимостной теории для объяснения сущности цены экономических благ выбран труд (стоимость). Поэтому в качестве основания цены была принята стоимость товара как выражение затрат труда на создание и реализацию товаров, а мерой этих затрат стали считать сначала индивидуальные затраты труда, пока обмен носил случайный характер, а затем – общественно необходимые затраты, когда обмен стал устойчивым. Отсюда ценой стали называть денежное выражение стоимости товара или воплощенных в стоимости товара затрат труда, т.е. сущность цены была сведена к одному лишь свойству товара – его стоимости, хотя вполне очевидно что люди на рынке обмениваются не трудом, а результатами труда. В стоимостной теории цен основную роль в формировании цены выполняет закон стоимости, формой проявления которого является закон издержек производства, а закон спроса и предложения играет второстепенную роль.

Недостаточность стоимостной теориизаключалась в том, что при установлении цены прямо либо непосредственно не учитывалась полезность товара для потребителя, а ограниченность стоимостной теории состояла в том, что она не смогла найти объективный измеритель затрат труда и уровень цены, который в итоге был сведен к затратам или издержкам производства, что в конечном итоге привело к господству затратных методов ценообразования.

В ценностной теории товар вообще не имеет стоимости, а цена его определяется на рынке в зависимости от субъективной оценки его предельной полезности потребителем на основе законов спроса и предложения. При этом сначала цены устанавливаются на готовые продукты, а затем на производительные средства необходимые для их производства. То есть цены продуктов являются определяющими, а цены производительных средств определяемыми. Уровень цен товаров, установившихся на основе законов спроса и предложения, формируют затем и уровень издержек производства. Однако не найдя достаточно объективного измерителя полезности, маржиналистам, как и сторонникам стоимостной теории цен не удалось отойти от затрат при установлении цен.

3 вопрос

Функция цены является внешним проявлением внутреннего содержания цены. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

1. Учетная функция.Показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.

2. Измерительная функция.Цена выступает как количество денег (това­ров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, кото­рое покупатель должен уплатить, а продавец – получить за проданный товар.

Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на доро­гие и дешевые.

3. Распределительная функция.Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, раз­личными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

4. Функция балансирования спроса и предложения.Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спро­сом. Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствуют о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто изменением или объема производства, или цен. Цена должна заинтере­совывать производителя в повышении качества товара, расширении ассорти­мента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом, увеличении (уменьшении) объема производства, в более эффективном использовании имеющихся ресурсов.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства.С помощью механизма цен для получе­ния более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из од­ного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Подобный перелив капиталов произво­дится предприятиями, компаниями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какой вид деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вклады­вать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые иссле­дования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бы­вает как взаимодополняющей, так и противоречивой.

4 вопрос

Состав цены – совокупность элементов цены. В зависимости от вида цены состав элементов может изменяться.

Структура цены – это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.

Состав цены можно рассматривать как с позиции производителя (продавца), так и с позиции покупателя.

С позиции производителя (продавца) в состав цены включаются себестоимость производства и реализации продукта, желаемая прибыль и косвенные налоги.

Себестоимость производства и реализации продукта – это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство (выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции).

Прибыль – это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене.

Существуют различные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рента­бельность затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат.

Прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

Важное место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-экономической сути налог– это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента. Эквивалентом, правда, могут быть те услуги, которые оказывает налогоплательщику государство.

В состав цены включаются следующие косвенные налогов: налог на добавленную стоимость и акциз.

Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источ­ником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздей­ствия на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выпол­няют активные социальные действия – определяют степень социальной спра­ведливости, влияя на доходы различных слоев населения.

С позиции покупателя различаются положительные и отрицательные составляющие цены.

Положительные составляющие цены:

- скидки с цены,

- доход от последующей продажи товара,

- зачет стоимости старого продукта,

- обеспечение бесплатной гарантии или пакета сервисных услуг,

- льготные условия платежа и лизинга и др.

Отрицательные составляющие цены:

- цена продажи,

- затраты на поиск покупки,

- затраты на кредитование,

- транспортные затраты,

- затраты на установку,

- эксплутационные расходы,

- затраты на ремонт,

- запасные части и др.

Зная структуру цены произво­димой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, выби­рается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели пред­приятия, реализуется поиск оптимального соотношения цены и качества (производительности) товара.

5 вопрос

Факторы Содержание
Внутренние  
-производственно-экономические - издержки производства, их динамика и структура - фактический и ожидаемый объем выпуска продукции (услуг) - точка безубыточности
- маркетинговые - товарная политика - структура и каналы распределения товаров - возможности продвижения товара и используемые формы коммуникации - сервис и послепродажное обслуживание
-финансовые - величина капитала - структура капитала
Внешние  
- условия потребления - количество и структура потребителей - отношение потребителя к цене как процессы восприятия и признания цены
-условия конкуренции - форма рынка и господствующая на нем форма конкуренции - доля рынка и позиции конкурентов - политика конкурентов
-макроэкономическая динамика - состояние общей экономической конъюнктуры - внешнеэкономическое регулирование - уровень инфляции - налоговая система - государственное антимонопольное регулирование - государственное ценообразование в отраслях естественных монополий - политическая ситуация - общая инновационная среда в экономике - социальные факторы

К внутренним факторам ценообразования относятся производственные, маркетинговые и финансовые факторы.

Производственные факторы могут влиять, например, на то что имеет ли смысл повышать или понижать цену, возможно ли с позиций производственных возможностей использовать принцип дифференциации продукции и цен и др.

Маркетинговые факторы следует учитывать, например, при включении сбытовых издержек в цену и их перераспределении между отдельными видами товарного ассортимента, при применении особых ценовых условий стимулирования сбыта. постоянном мониторинге рыночных цен и ведении переговоров о ценах с поставщиками и клиентами и др.

Финансовые факторы ценообразования могут, например, учитываться при предъявлении определенных требований к нижней границе цены со стороны ликвидности предприятия, при принятии решения о значительном повышении цен из-за опасности временного сокращения потока наличных ресурсов и др.

Внешние факторы ценообразования охватывают различные стороны функционирования рыночной системы.

Важнейшей рыночной силой, воздействующей на уровни цен, являются потребители. Количество, структура и поведение потребителей имеют центральное значение для ценовой политики фирмы-продавца. Отношение потребителя к ценам можно рассматривать как процессы восприятия и признания цен. Для того чтобы охватить различные аспекты отношения потребителя к цене, строятся специальные поведенческие модели, учитывающие различные аспекты действий потребителя, нацеленные на максимизацию потребительского эффекта. В такие модели включаются не только прямые, видимые связи "уровень цены - объем продаж", но и внутренние мотивы, обусловленные личностью потребителя, формирующие отношение к цене товара.

Большую роль в ценообразовании играет и другой внешний фактор – форма и, соответственно, господствующая на нем форма конкуренции и ценообразования. Чтобы понять это, используется определенная морфология по числу участников рынка и другим признакам. Характеристика конкурентов позволяет предвидеть реакцию их поведения на ценовую политику фирмы-производителя. Если эта работа проделана, то становится понятным характер ценовой конкуренции на рынке.

В число факторов ценообразования входит и макроэкономическое окружение, т.е. система факторов макроэкономической динамики, оказывающей влияние на ценообразование фирмы. К ним можно отнести состояние общей макроэкономической конъюнктуры (например, фазы экономического цикла), внешнеэкономическое регулирование (свободное передвижение товаров или обложенное высокими пошлинами, удорожающими товар), степень инфляции, налоговая система (например, акцизы, прямо включаемые в цену товара), государственное антимонопольное регулирование (верхние пределы цен или регулирование рентабельности) и многое другое.

6 вопрос

Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных ви­дов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотно­шения участников рынка

Мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг вмасштабе общего мирового рынка.

Цены международных региональных рынков – цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.

Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйств и наиболee полно отражающие конъюнкту товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

7 вопрос

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.

Цены данной группы классифицируются следующим образом.

Цены оптовые – цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Цены розничные – цены, по которым товары реализуются конечному потребителю – населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.

Ценызакупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители peализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям. Если такие производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения (например, избыточную технику), эти цены являются оптовыми.

Цены государственных закупок – цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизо-ванных государственных фондов. Продукция, являющаяся объектом государственных закупок, характеризуется повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерно, хлопок и др.).

В отличие от цен других видов посредством цен государственных закупок решаются в первую очередь общенациональные задачи, поэтому государство предоставляет продавцу определенные льготы.

Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например
за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.).

Тарифы – цены на товары особого рода – услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретение услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, т.е. нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т.е. тарифы на услуги для населения.

Цены внешнеторговые – цены, по которым, как отмечалось выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования конкурентных материалов, т.е. информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Цены экспортные – цены, по которым производители или внешне­торговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Эти цены определяются следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира →приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, пла­тежа, страхования, хранения и т.д.) →включение экспортной пошлины →перевод в валюту страны-экспортера по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату заключения сделки.

Цены импортные – цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги.

8 вопрос

В данной группе различают цены рыночные (свободные) и регули­руемые.

Цены рыночные (свободные) – цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но цены эти правильно называть свободными, или рыночными, по­скольку прямого ограничения на них нет. Вместе с тем, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно про­порциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Цены регулируемые – цены, изменение которых допускается в опре­деленных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (веду­щие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция по­вышенного социального значения и др.).

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

1) установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); вариант – определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рен­табельности в процентах к себестоимости;

3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4) определение нижнего предела цены.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежа­ние роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить разме­ры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулиро­вания научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства – общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фикси­рованные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предпо­лагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государ­ством и др.

9 вопрос

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает коли­чественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.

Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.

Рассмотрим условный пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 руб. Планируемая производителем рентабельность – 20% к себестоимости.

Свободная оптовая цена изготовителя равна:

4000 + (4000 х 20 : 100) = 4800 (руб.)

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Рассмотрим условный пример. Свободная отпускная цена изготовителя составляет 4800 руб. за единицу товара, доля акциза в отпускной цене товара без НДС – 20%, ставка НДС – 18%.

Свободная отпускная цена товара без НДС (но с акцизом) составляет:

(4800 : (100%-20%)) · 100%=6000 руб.

Свободная оптовая отпускная цена того же товара с НДС равна: 6000+(6000 · 0,18)=7080руб.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки).

Рассмотрим условный пример. Оптовая отпускная цена единицы товара – 7080руб., издержки обращения посредника – 700 руб. на единицу товара, планируемая посредником рентабельность – 30%, НДС для посредника – 18%

Сначала определяем прибыль посредника, которая составит:

700·0,3=210 руб.

С учетом того, что в надбавке НДС составляет 18%, а издержки обращения с прибылью – 82%, то величина посреднической надбавки будет равна:

((700+210):82)·100=1110 руб.

Тогда минимальная оптовая цена закупки равна:

(7200+1110)=8190 руб.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Поми­мо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Роз­ничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров), и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.

Рассмотрим условный пример. Оптовая цена закупки составляет 8190 руб. за единицу товара, а планируемая магазином торговая надбавка – 25%. Розничная цена составит:

8190+((8190· 25):100)=10237,5 руб.

10 вопрос

Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государственной границы.

В мировой практике (в том числе в России) эти правила применяются на базе специального документа «Инкотермс 2000»[1].

В зависимости от того, как распределяются расходы между продавцом и покупателем, цены формируются по базисным условиям. Чем меньший объем расходов принимает на себя продавец, тем цена считается структурно менее полной, и наоборот. В таблицах 2.1 и 2.2 представлены виды цен с учетом базисных условий и структура этих цен. В обеих таблицах представлены сверху вниз цены по нарастанию структурной полноты. Самыми полными ценами являются цены группы «D» (таблица 2.1). Соответствующие пояснения даны в таблице 2.2, из которой видно, что при использовании цен группы «D» решающую долю расходов принимает на себя продавец.

Таблица 2.1. – Перечень основных базисных условий контрактов купли-продажи «Инкотермс 2000»

Полное английское наименование термина и русский перевод Сокращенное наименование, принятое в международной практике Примечания
1. Ех work (...named point) Франко-завод, или с завода (...в обусловленном пункте) EXW Группа «Е» Любой вид транспорта, вклю-чая интермодальные перевозки
2. Free carrier (...named point) Свободно у перевозчика (...в обусловленном пункте) FCA Группа «F» Любой вид транспорта, вклю-чая интермодальные перевозки
3. Free along side ship (...named port of...shipment) Свободно вдоль борта судна (...в обусловленном порту погрузки) FAS Группа «F» Водный транспорт
4. Free on board (...named port of shipment) Свободно на борту судна (...в обусловленном порту погрузки) FOB Группа «F» Водный транспорт
5. Cost and Freight (...named port of destination) Стоимость и фрахт (...до обусловленного порта назначения) CFR (КАФ) Группа «С» Водный транспорт
6. Cost, Insurance and Freight (...named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...до обусловленного порта назначения) CIF Группа «С» Водный транспорт
7. Carriage paid to (...named place of destination) Провозная плата выплачена до (...обусловленного пункта назначения) СРТ Группа «С» Любой вид транспорта, вклю-чая интермодальные перевозки
8. Carriage and Insurance paid (...named place of destination) Провозная плата и страхование оплачены до (...обусловленного пункта назначения) С1Р Группа «С» Любой вид транспорта, вклю-чая интермодальные перевозки
9. Delivered at frontier (...named place) Доставлено до границы (...в обусловленный пункт) DAF Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
10. Delivered ex ship (...named port of destination) Доставлено с судна (…в обусловленный пункт назначения) DES Группа «D» Морской порт
11. Delivered ex qay/duty paid (...named place of destination) Доставлено на пристань, включая уплату пошлины (...в обусловленный пункт назначения) DEQ Группа «D» Морской транспорт
12. Delivered duty unpaid (...named place of destination) Доставлено без оплаты пошлины (...в обусловленный пункт назначения) DDU Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
13. Delivered duty paid (...named place of destination) Доставлено с оплатой пошлины (...в обусловленный пункт назначения) DDP Группа «D» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки

Цены франко-отправления – цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние. Цена с включением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франт-порт отправления. Структурно эти цены близки ценам FCA, FOB и FAS. Цены франко-склад, франко-порог производителя близки цене EXW. Близки также условия применения цен отправления и перечисленных цен «Инкотермс 2000».

Цены франко-назначения – цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую. С точки зрения условий формирования и структуры цены назначения близки ценам групп «С» и «D» по «Инкотермс 2000».

11 вопрос

В данной группе выделяют следующие виды цен.

Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены продавцов, цены покупателей и контрактные цены, или цены фактических сделок.

Цены продавца – цены, по которым продавец предлагает (реклами­рует) свой товар. Это желаемые продавцом цены.

Цены покупателя – это цены, желаемые (объявляемые) покупателем.

Цены контрактные, или цены фактической сделки, – цены, по которым фактически достигается договоренность между продавцом и покупателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть к ценам или продавца, или покупателя.

Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в течение короткого срока. Существенное влияние на применение этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры рынка.

Цены фактических сделок с последующей фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например фиксирование цены перед поставкой каждой партии товара и перед началом каждого календарного года.

Подвижные (скользящие) цены фактических сделок определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об их пересмотре в период исполнения контракта при изменении согласованных элементов цен или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные (скользящие) цены применяются в основном в долго­срочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости конъюнктуры рынка этих товаров.

Цены биржевые – цены по сделкам, заключаемым с использованием услуг специального посредника – биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: бир­жевые товары – массовые стандартные товары, поэтому сделки регуляр­ны, много продавцов и покупателей, т.е. биржевой рынок – это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.

Цены аукционов – цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион – рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенденция цен.

Цены торгов – цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Цены справочные информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом). Как правило, они отражают интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут заметно отклоняться от цен фактических сделок.

По форме представления справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) публикуются фирмами-производителями по стандартной, массовой продукции с краткой характеристикой технико-экономических параметров изделий. Прейскурантные цены являются базой для уторговывания цен при заключении сделок.

Цены предложений устанавливаются производителями по специальной, заказной продукции без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. В некоторых случаях цены предложений определяются на основе цен конкурентов.

Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям.

В качестве удельных ценовых показателей чаще всего применяются ценовые показатели на единицу потребительного параметра.

Индексы цен – показатели динамики цен за определенный период.

Индекс цен индивидуальный информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

Iи = Цi1 / Цi

Наши рекомендации