Индивидуальная функция предложения капитала
Капитал – это производственный фактор длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал включает в себя инструменты, оборудование, средства передвижения, сырье и запасы товаров и полуфабрикатов, здания, а также патенты, ноу-хау и т. п. Капитал создается за счет сбережений, которые увеличивают возможность потребления в будущих периодах за счет сокращения нынешнего потребления. Поэтому люди, осуществляющие сбережения, сравнивают текущее потребление с будущим (рис. 8.12).
Сбережения определяются общей суммой дохода за вычетом текущего потребления:
S = I – C1 (8.5)
где S – сбережения, I – доход, С1 – текущее потребление.
Рис. 8.12. Межвременное бюджетное ограничение и межвременное равновесие
Индивидуум может полностью потребить весь доход каждого периода. Но существование рынка капитала предоставляет ему и другие возможности. Обычному потребителю свойственны положительные временные предпочтения. Это означает, что отказ от расходования $ 1 в настоящее время должен принести ему более $1 в будущем. В будущем периоде сбереженные S ден. ед. текущего периода вернутся к индивидууму (если он будет отдавать сбережения в кредит) с добавкой (1 + i) (I – С1). Наклон межвременного бюджетного ограничения (на рис. 8.12 это линия АВ) равен (1 + i), то есть зависит от ставки ссудного процента. Чем она выше, тем круче наклон межвременного бюджетного ограничения.
Точка касания кривой временного предпочтения с межвременным бюджетным ограничением характеризует межвременное равновесие (точка Е на рис. 8.12).
Рост ставки ссудного процента выражается в повороте линии межвременного бюджетного ограничения (рис. 8.13).
Рис. 8.13.Изменение межвременного равновесия с ростом ставки процента
Реакцию индивидуума на изменение ставки процента также можно разложить на эффект замены и эффект дохода (рис. 8.14).
Повышение ставки процента увеличивает и текущее, и будущее потребление индивидуума. Но если прирост потребления в будущем периоде обеспечивается увеличением ставки процента, то повысить текущее потребление можно только за счет снижения объема сбережений. Таким образом, эффект дохода (С01 – С02) состоит в сокращении сбережений. Эффект замены (C01 – С03) выражается в увеличении сбережений. Эффект замены и эффект дохода имеют противоположную направленность, поэтому общий результат воздействия повышения ставки процента на объем сбережений неопределен. Обычно при низких ставках процента преобладает эффект замены, а при очень высоких ставках – эффект дохода. В результате кривая предложения капитала (сбережений) (рис. 8.15) имеет конфигурацию, подобную кривой предложения труда на рис. 8.11.
Рис. 8.14. Влияние изменения ставки процента на поведение индивидуума