Лекция 3. Оценка конкурентоспособности региона
Факторы, влияющие на конкурентоспособность регионов:
Инфраструктура и доступность | Человеческие ресурсы | Условия для конкуренции и развития |
Базовая инфраструктура - Автодороги - Железные дороги - Авиатранспорт - Права собственности Технологическая инфраструктура - Информационно –коммуникационные технологии - Телекоммуникации - Интернет Инфраструктура обмена знаниями - Образовательные возможности Условия для жизни - Жилищные условия - Природная среда - Безопасность | Доступность рабочей силы - Демографические тренды - Миграция квалифицированных трудовых ресурсов - Безработица Квалификация рабочей силы | Предпринимательская культура - Низкие барьеры на вход - Готовность рисковать Сосредоточение секторов - Специализация (фокус) региона - Концентрация занятости - Деятельность с высокой добавленной стоимостью Интернационализация - Экспорт/мировой объем продаж - Инвестиции - Культура ведения бизнеса Инновации - Патенты - Уровень R&D - НИИ и университеты Административная поддержка (снижение барьеров) и институциональные возможности Доступность капитала Специализация (фокус) региона |
Конкурентоспособность региона по каждой группе факторов определяется набором показателей.
Ключевые показатели, используемые для оценки факторов конкурентоспособности
Группа факторов конкурентоспособности | Показатели |
Базовая инфраструктура | ● Коэффициент плотности автомобильных дорог ● Экономико-географические преимущества |
Технологическая инфраструктура | ● Уровень проникновения Интернета ● Уровень проникновения сотовой связи ● Количество личных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 семей |
Инфраструктура обмена знаниями (образовательные возможности) | ● Численность преподавателей высших учебных заведений на 10 тыс. жителей ● Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений |
Условия для жизни | ● Климатические (Среднемесячная температура января, 0С) ● Жилищные (Размер жилищного фонда в расчете на душу населения; Отношение размера жилой площади, оборудованной горячим водоснабжением, к общей площади жилых помещений ) ● Безопасность (количество преступлений на 1000 чел. населения) ● Экологические (Отношение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к площади территории региона) |
Демографические тренды | ● Ожидаемая продолжительность жизни населения ● Естественный прирост населения (на 1000 человек) ● Миграционный прирост населения тыс. чел. |
Высококвалифицированная рабочая сила | ● Доля работников с высшим и средним образованием в общей численности занятых ● Индекс развития человеческого потенциала |
Предпринимательская культура | ● Вклад малого бизнеса в ВРП ● Отношение численности работников, занятых в малых предприятиях к численности занятых ● Производительность труда малого бизнеса |
Интернационализация | ● Доля иностранных инвестиций в ВРП ● Удельный вес регионов в экспорте России ● Темпы прироста внешней торговли по регионам |
Инновации | ● Затраты НИОКР на один патент ● Количество выданных патентов на изобретения |
Доступность финансирования | ● Объем активов кредитных организаций ● Объем предоставленных кредитов ● Рейтинг инвестиционного потенциала региона и средневзвешенный индекс риска |
Наиболее важные для инвестора факторы определяются существующими мотивами инвестирования:
· поиск естественных ресурсов (ресурсоориентированные инвесторы);
- наличие сырьевых ресурсов – полезных ископаемых, агропромышленного сырья;
- наличие топлива и энергии для энергоемких производств;
Ресурсоориентированные инвесторы заняты преимущественно в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии, металлообработке, в большей степени, производстве продуктов питания. С ростом объемов продаж перерабатывающие компании, превращающие сырье и полуфабрикаты в готовую продукцию, заинтересованы в размещении своих производственных мощностей в непосредственной близости от сырьевой базы. Это снижает риск сокращения поставок и зависимости от сырьевых колебаний, особенно в случае, если транспортные расходы являются определяющим фактором.
· снижение производственных издержек (затратоориентированные инвесторы);
Ключевым фактором здесь выступает стоимость рабочей силы в регионе. Однако в процессе принятия решения затроориентированный инвестор будет ориентироваться не только на уровень оплаты труда, хотя при трудоемких операциях это представляется наиболее значимым фактором (текстильная отрасль, отдельные потребительские товары и пищевая промышленность). Кроме данного фактора компании анализируют состояние большого числа других стоимостных факторов и рентабельности:
- Средний уровень оплаты труда
- Социальные отчисления
- Аренда, цены на недвижимость
- Налоги
- Цены на ресурсы и услуги (энергия, вода, газ, канализация и т.д.)
- Природоохранное законодательство
- Наличие образовательных учреждений,
- Стоимость и качество жизни экпатриантов, культура и отдых.
· доступ к рынкам сбыта (рыночноориентированные инвесторы);
- емкость потребительского рынка;
- промышленная база области и соседних регионов.
С усилением тенденций глобализации и экономической интеграции крупные транснациональные компании ориентируются на обеспечение высокого уровня продаж и роста путем увеличения доли на рынках растущих экономик. Данные компании преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков и тем самым ориентированы на стратегические инвестиции. Средние компании преследуют здесь исключительно рыночные цели, крупные транснациональные компании с целью упредить конкурентов также готовы инвестировать и в высокорискованные рынки.
Инвесторы используют для сравнения и ранжирования территорий такие факторы, как рост рынка, параметры рабочей силы и имеющаяся инфраструктура и т.д. Аналитики присваивают определенный вес каждому параметру и создают матрицу по выбору страны/региона. При выборе территорий с наивысшим числом баллов, длинный список потенциально интересных территорий сокращается до небольшого числа мест, пригодных для инвестирования с помощью метода матричного анализа: