Расчет рабочего режима

Определим сопротивления по формулам:

расчет рабочего режима - student2.ru (8.1)

расчет рабочего режима - student2.ru (8.2)

Определим коэффициент расчет рабочего режима - student2.ru по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (8.3)

Используем приближенную формулу так как расчет рабочего режима - student2.ru

расчет рабочего режима - student2.ru (8.4)

Определим активную составляющую тока синхронного холостого хода по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (8.5)

Так как расчет рабочего режима - student2.ru , определим коэффициенты расчет рабочего режима - student2.ru по формулам:

расчет рабочего режима - student2.ru (8.6)

расчет рабочего режима - student2.ru (8.7)

расчет рабочего режима - student2.ru (8.8)

расчет рабочего режима - student2.ru (8.9)

Потери не меняющиеся при изменении скольжения:

Рстмех. (8.10)

Подставим в формулы (8.1)…(8.10) численные значения. Получившееся результаты сведем в таблицу 1.

Таблица 1 – Расчет рабочих характеристик

расчет рабочего режима - student2.ru ,Ом расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru Рстмех, кВт
12,149 351,415 1,014 0,071 0,113 1,028 25,818 114,302 0,055

Номинальные данные спроектированного двигателя:

расчет рабочего режима - student2.ru

расчет рабочего режима - student2.ru

расчет рабочего режима - student2.ru

расчет рабочего режима - student2.ru

расчет рабочего режима - student2.ru

Рассчитываем рабочие характеристики для скольжений s=0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03; принимая предварительно что sном= 0,327. Сведем результаты в таблицу 2.

Таблица 2 – Рабочие характеристики АД

Формула Разм-ть Скольжение s Sном
0,005 0,01 0,015 0,02 0,025 0,03 0,032
a’r2’/s’ Ом 12464,8472 6232,4236 4154,949 3116,212 2492,969 2077,475 190,707
R Ом 12490,665 6258,242 4180,767 3142,030 2518,788 2103,293 216,526
X Ом 114,301733 114,30173 114,3017 114,3017 114,3017 114,3017 114,302
Z Ом 12491,1884 6259,2856 4182,33 3144,108 2521,38 2106,396 244,843
I2 A 0,03042144 0,0607098 0,090858 0,120861 0,150711 0,180403 1,55201
cosφ2 - 0,99995813 0,9998333 0,999626 0,999339 0,998972 0,998527 0,88434
sinφ2 - 0,00915059 0,0182611 0,02733 0,036354 0,045333 0,054264 0,46684
I1a A 0,14306789 0,1733474 0,203472 0,233429 0,263204 0,292785 1,48516
I1p A 0,11292609 0,1137563 0,115131 0,117042 0,11948 0,122437 0,83718
I1 A 0,18226553 0,2073399 0,233786 0,261128 0,289053 0,317354 1,70487
I2 A 0,03083827 0,0615416 0,092103 0,122517 0,152776 0,182875 1,57328
P1 кВт 0,16309739 0,197616 0,231958 0,266109 0,300052 0,333775 1,69308
Pэ1 кВт 0,00253833 0,0032848 0,004176 0,00521 0,006384 0,007695 0,22209
Pэ2 кВт 0,00017304 0,0006891 0,001544 0,002731 0,004247 0,006085 0,45037
Pдоб кВт 0,00081549 0,0009881 0,00116 0,001331 0,0015 0,001669 0,00847
∑P кВт 0,058 0,060 0,062 0,064 0,067 0,070 0,736
P2 кВт 0,105 0,138 0,170 0,202 0,233 0,263 0,977
η - 0,64133122 0,6967197 0,733355 0,758584 0,776365 0,789018 0,64535
cosφ - 0,78494211 0,8360543 0,870334 0,893926 0,910573 0,92258 0,87113


На рисунках представлены рабочие характеристики АД

расчет рабочего режима - student2.ru

Рисунок 1 – Рабочие характеристики АД

9 Расчет пусковОГО РЕЖИМА

Активное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока (nрасч. =115°С; rэ=10-6/20,5 Ом×м; bС/bП=1; f1=50 Гц).

Высота стержня в пазу:

hс = hп – (h ш + h¢ш) (9.1)

Подставим числовые значения в формулу (9.1):

hс = 13,16 – (0,7 + 0,3) = 12,16 мм.

Приведенная высота стержня:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.2)

По [2] для полученного значения x находим j.

Глубина проникновения тока определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.3)

Площадь сечения определяется по формуле, так как b1/2 < hr < h1 + b1/2

расчет рабочего режима - student2.ru (9.5)

где

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.5)

Значение коэффициента kr находится по формуле:

kr = qc /qr . (9.6)

Значение коэффициента KR находится по [2]:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.7)

где r'c = rc = 81,36× 10-6 Ом.

Приведенное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока:

2ξ = KR × r¢2 . (9.8)

Изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.9)

где lп2x - коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока.

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока, рассчитывается по формуле:

lп2x = lп2 – Dlп2x , (9.10)

где Dlп2x - уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока.

Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.11)

где l'п2 - коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой.

Коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой рассчитывается по формуле

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.12)

Приведенное индуктивное сопротивление ротора с учетом вытеснения тока определяется по формуле:

2ξ = Кx × x¢2 . (9.13)

Пусковые параметры определяются по формулам:

x12п = km × x12 ; (9.14)

с1п = 1+x1 /x12п . (9.15)

Расчет токов с учетом влияния эффекта вытеснения тока:

Rп = r1 + c1п ×r¢2 ξ / s; (9.16)

Xп = x1 + c1п × x¢2ξ . (9.17)

Приведенный ток ротора рассчитывается по следующей формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.18)

Ток статора определяется по формул:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.19)

Относительное значение I*1 определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.20)

Относительное значение М* рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.21)

Подставим различные значения скольжения в формулы (9.2) – (9.21) полученные значения занесем в таблицу 1.

Таблица 1 - Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока:

№ п/п Параметр Размер-ность   Скольжение s
0,8 0,5 0,2 0,1 0,571
ξ - 1,1656 1,0425 0,8242 0,5213 0,3686 0,8805
φ(ξ) - 0,12 0,1        
hr мм 16,361 16,658 18,324 18,324 18,324 18,324
kr - 1,0689 1,0499 0,9547 0,9547 0,9547 0,9547
KR - 1,0124 1,009 0,9918 0,9918 0,9918 0,9918
r' Ом 61,406 61,198 60,154 60,154 60,154 60,154
kд=φ'(ξ) - 0,95 0,96 0,97 0,98 0,98
λп2ξ - 2,3618 2,3740 2,3863 2,3985 2,4230 2,3985
Кх - 0,9962 0,9969 0,9977 0,9984 0,9984
х' - 106,079 106,16 106,241 106,321 106,483 106,321
Rп Ом 87,57 102,829 147,135 329,633 633,797 132,069
Хп Ом 112,09 112,179 112,254 112,335 112,499 112,335
I'2п А 2,6715 2,4972 2,0533 1,0912 0,5973 2,658
I1п А 3,3790 3,17431 2,6580 1,5973 1,1380 2,8184
                   

Расчет пусковых характеристик c учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния.

По [4] примем значение расчет рабочего режима - student2.ru . Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s = 1; 0,8; 0,5; 0,2; 0,1, при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений с учетом влияния вытеснения тока.

Индуктивное сопротивление обмоток. Принимаем расчет рабочего режима - student2.ru .

Средняя МДС обмотки, отнесенная к одному пазу обмотки статора:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.22)

Фиктивная индукция потока рассеяния в воздушном зазоре:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.23)

где CN - коэффициент, рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.24)

По [2] для полученного значения расчет рабочего режима - student2.ru находим значение расчет рабочего режима - student2.ru

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.25)

где Dlп1нас - уменьшение коэффициента магнитной проводи мости.

Уменьшение коэффициента магнитной проводи мости определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.26)

где Сэ1- коэффициент, рассчитывается по [2]:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.27)

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.28)

Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.29)

Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения от полей рассеяния:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.30)

Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения и вытеснение тока:

расчет рабочего режима - student2.ru , (9.31)

где Dlп2нас - изменение магнитной проводимости пазового рассеяния.

Изменение магнитной проводимости пазового рассеяния определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.32)

По формуле [2]:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.33)

Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учетом влияния насыщения определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.34)

Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (9.35)

Коэффициент Г-образной схемы замещения рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.36)

Активное и индуктивное сопротивления определяются по формулам:

расчет рабочего режима - student2.ru ; (9.37)

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.38)

Приведенный ток обмотки ротора определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.39)

Ток в обмотке статора определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.40)

Кратность пускового тока с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.41)

Кратность пускового момента с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.42)

Полученный в расчете коэффициент насыщения определяем по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru . (9.43)

Подставим в формулы (9.22) – (9.43) значения скольжения используемые в расчете пусковых токов, полученные значения занесем в таблицу 2.

Критическое скольжение определяем после расчета всех точек пусковых характеристик по таблице 2 и по средним значениям сопротивлений расчет рабочего режима - student2.ru и расчет рабочего режима - student2.ru , соответствующим скольжениям расчет рабочего режима - student2.ru , после чего рассчитываем кратность максимального момента расчет рабочего режима - student2.ru по таблице 2.

Критическое скольжение определяется по офрмуле:

расчет рабочего режима - student2.ru ; (9.44)

расчет рабочего режима - student2.ru .

Спроектированный асинхронный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ как по энергетическим показателям (КПД и cos расчет рабочего режима - student2.ru ) и пусковым характеристикам.

Таблица 2 - Пусковые характеристики с учётом эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния:

№ п/п Параметр   Скольжение s
0,8 0,5 0,2 0,1 0,571
kнас 1,35 1,3 1,2 1,1 1,05 1,08
Fп.ср. 676,698 676,698 624,644 572,591 546,564 562,18
Bфδ 1,91858 1,91858 1,4168 1,62341 1,54962 1,5939
kδ 0,9 0,9 0,99 0,96 0,97 0,9
cэ1 0,50227 0,50227 0,05023 0,20091 0,15068 0,50227
λп1нас 1,2413 1,2413 1,26459 1,25632 1,25902 1,2413
λд1нас 4,67869 4,67869 5,14656 4,99061 5,04259 4,67869
x1нас 4,4379 4,4379 4,77705 4,66366 4,70141 4,4379
c1пнас 1,01039 1,01039 1,01119 1,01092 1,01101 1,01039
cэ2 1,03151 1,03151 0,10315 0,4126 0,30945 1,03151
λп2ξнас 1,85406 1,8663 2,29279 2,10645 2,1867 1,89078
λд2нас 2,66224 2,66224 2,92846 2,83972 2,8693 2,66224
х'2ξнас 100,777 100,858 105,428 103,613 104,338 101,019
Rп.нас. 87,514 102,762 147,124 329,527 633,637 131,976
Хп.нас. 106,262 106,344 111,385 109,409 110,188 106,507
I'2нас 2,76042 2,56962 2,05926 1,09442 0,59084 2,24067
I1нас 3,45765 3,23509 2,66194 1,5962 1,13704 2,85437
k'нас 1,02 1,02 1,00 1,00 1,00 1,01
I1* 1,69 1,58 1,30 0,78 0,56 1,39
M* 1,0186 1,09958 1,11061 0,78424 0,45715 1,15209

Графики пусковых характеристик показаны на рисунке 2.

расчет рабочего режима - student2.ru

Рисунок 2 – Пусковые характеристики

10 Тепловой расчет

Тепловой расчет производится для класса изоляции F. Для данного класса изоляции предельно допустимая температура нагрева составляет 140 0С.

Превышение внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.1)

где К - коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружающую среду, К=0,18;

a1 - коэффициент теплоотдачи с поверхности, a1 расчет рабочего режима - student2.ru ;

Р¢э.п1 - электрические потери в пазовой части обмотки статора:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.2)

где kr – коэффициент увеличения потерь по сравнению с полученными, для класса изоляции F рассчитывается по формуле расчет рабочего режима - student2.ru

Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.3)

где ПП1 - расчетный параметр поперечного сечения паза статора:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.4)

lэкв - средняя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции для класса нагревостойкости F, рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.5)

Так как расчет рабочего режима - student2.ru .

Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.6)

где Р¢э.л1 - электрические потери в лобовых частях катушек статора:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.7)

Пл1 - периметр условной поверхности охлаждения лобовой части катушки:

Пл1п1 = 0,0339 м;

bиз.л1-односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки, bиз.л1= 0,05 мм.

Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.8)

Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.9)

Превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды, определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.10)

где SР¢В - сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.11)

где SР¢ - сумма потерь, рассчитывается по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.12)

Sкор - эквивалентная поверхность охлаждения корпуса:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.13)

aв - коэффициент подогрева воздуха, расчет рабочего режима - student2.ru для Da= 0,168 м.

Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды, определяется по формуле:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.14)

Класс нагревостойкости F.

Требуемый для охлаждения расход воздуха:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.15)

где km - коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса обдуваемого наружным диаметром:

расчет рабочего режима - student2.ru

Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором:

расчет рабочего режима - student2.ru (10.17)

Подставим в формулы (10.1)…(10.17) численные значения . Полученные результаты сведем в таблицу 1.

Таблица 1 – Тепловые характеристики

Величина Значение Ед.изм. Величина Значение Ед.изм.
K= 0,18   Квыл 0,5  
Pэ1= 222,09 Вт Δνпов.л1= 1,4388 С0
α1=   Δν/1= 6,543 С0
kρ= 1,07   ΣP= 735,89 Вт
P/э.п1= 114,37 Вт Пр= 0,2  
Δνпов1= 11,724 С0 Sкор= 0,3533 мм2
Пп1= 0,0339 м ав=  
d/dиз= 0,9524   ΣP/= 782,96 Вт
λэкв= 0,16   ΣP/в= 650,81 Вт
λ/экв= 1,4   Δγ= 122,82 С0
P/э.л1= 123,26 Вт Δν1= 129,37 С0
Пл1= 0,0339 м m/= 1,8  
bиз.л1мах= 0,05 мм km= 2,02  
Δνиз.л1= 0,3932 С0 Qв= 0,0097 м3
Δνиз.п1= 0,0394 С0 Ɵ/= 0,0213 м3
lвыл= 0,0367 м
             

расчет рабочего режима - student2.ru , что и необходимо для нормального охлаждения двигателя. Вентилятор обеспечивает необходимый расход воздуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовом проекте был рассчитан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 1,1 кВт. Для этой электрической машины были рассчитаны размеры статора и ротора, выбраны типы обмоток, обмоточные провода, изоляция, материалы активных и конструктивных частей двигателя.

В курсовом проекте был спроектирован асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором серии, его технические характеристики приведены в таблице 6 в сравнении с техническими характеристиками асинхронного двигателя серии 4А100LB8У3.

Таблица 6 – Технические данные двигателей

  Двигатели расчет рабочего режима - student2.ru , кВт расчет рабочего режима - student2.ru об/мин   S, %   расчет рабочего режима - student2.ru , %   расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru расчет рабочего режима - student2.ru
4А112М4У3 0,65 1,9 1,7 2,8
Спроектированный двигатель     72,5 0,65 1,8 1,23 1,57
Относительная погрешность расчет рабочего режима - student2.ru , % -     0,02 - - 0,28 0,34

По данным таблицы 6 были рассчитаны относительные погрешности в расчетах.

Наши рекомендации