Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов сервисной организации
Использование трудовых ресурсов характеризуется такими показателями, как среднесписочная численность занятых и их социально-демографические особенности, уровень занятости работников физическим и умственным трудом, интенсивность труда, число отработанных рабочих дней, средняя продолжительность рабочего дня, число выходных, количество дней отпуска, число и продолжительность перерывов, предоставляемых внутри рабочего дня, время простоев, число дней болезни и т. п. Одной из важнейших характеристик использования трудовых ресурсов является показатель производительности труда. Анализ использования трудовых ресурсов может осуществляться на основе баланса использования рабочего времени
Анализ использования трудовых ресурсов предполагает исследование механизма поведения и активизации работников предприятия, который включает мотивацию, стимулирование и контроль.
Трудовое поведение работников определяется взаимодействием различных внутренних и внешних мотивов. К внутренним мотивам относятся личные потребности, интересы, желания, стремления, ценностные ориентации, идеалы. Под мотивом (целевой установкой) понимается предрасположенность работника действовать тем или иным образом. Деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами. Любой мотив труда имеет такую структуру:
потребность, которую хочет удовлетворить работник;
благо, позволяющее удовлетворить эту потребность;
трудовое действие, необходимое для получения блага;
цена или издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
В разных трудовых ситуациях структура мотиваций различна. У работников, занятых малосодержательным трудом, ведущим мотивом выбора работы является размер заработной платы. У работников, занятых более содержательными видами труда, значимость отдельных мотивов выравнивается. Это касается и таких мотивов, как заработная плата и содержание труда. На различия и изменения структуры мотивов оказывает большое влияние возможность удовлетворения потребностей как в самой сфере труда, так и в других сферах жизнедеятельности. Так, стимулирующее влияние заработной платы ослабляется до тех пор, пока в обществе не перекрыты каналы получения нетрудовых доходов.
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотивы труда с содержанием самого труда, как правило, не связаны. Они имеют сугубо материальный характер (оплата труда, сохранение рабочего места) либо связаны непосредственно с условиями труда, которые устраивают работника (например, близость места работы к дому, занятость неполный рабочий день и т. п.). Труд, содержание которого строго регламентировано, нуждается в дополнительной мотивации.
Разгосударствление собственности и наделение ею работников стимулирует у них личную заинтересованность в результатах труда, в получении дохода.
Задача
Билет 34
- Система управления качеством обслуживания. Стандартизация и сертификация услуг. Сущность и составляющие «стандарта обслуживания»
Система управления качеством — это согласованная деятельность по управлению и руководству организацией, которая направлена на выпуск качественной с точки зрения потребителя продукции или услуг.
Система управления качеством продукциипредставляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.
Задачи СМК: постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.
Тактика СМК: Предупреждение причин дефектов; Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; Активное стратегическое управление; Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; Использование научных подходов в решении задач; Регулярная самооценка.
При внедрении на предприятии системы менеджмента качества рекомендуется придерживаться определенных стандартов. Стандарт ISO 9000 является фундаментальным. Он требует документирования системы менеджмента качества процессов и содержит требования к документам по качеству, процедурам, инструкциям и т.д. Данный стандарт может применяться на предприятии в любой отрасли.
Основные составляющие систем менеджмента качества: 1.Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги. 2.Наличие политики и целей организации, соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних). 3. Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации. Реализация процессного подхода при достижении этих целей. 4. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации. 5.Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества. 6.Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК. 7. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.
Система качества каждого предприятия разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, специфики производимой продукции и рынка потребления, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, так называемой «петли качества»: маркетинг; проектирование и разработка продукции; материально-техническое снабжение; производство; контроль; упаковка и хранение; послепродажная деятельность; утилизация после использования.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских работ; анализ достигнутых результатов качества производства; анализ информации о рекламациях; анализ информации о потребительском спросе.
Тактические функции: управление сферой производства; поддержание на уровне заданных показателей качества; взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.
Стандартизация продукции- деятельность по разработке и установлению норм, правил, характеристик (требований), как обязательных, так и рекомендуемых.
Объекты стандартизации: Продукция (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция) Работы (технологические процессы, процессы управления и произвдства) Услуги (материальные и нематериальные)
Цели стандартизации: безопасность продукции, работ, услуг; техническая и информационная совместимость; качество продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии: единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения ЧС; обороноспособность и мобилизационная готовность страны
Государственная система стандартизации Российской Федерации включает: комплекс основополагающих стандартов и Государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ. В ГОСТ и ГОСТ Р включают: обязательные требования к качеству продукции и её безопасности для человека и среды; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости; обязательные методы контроля качества продукции; параметрические ряды и типовые конструкции; основные потребительские свойства, упаковка, маркировка; общепринятые термины и нормы.
Закон РФ «О стандартизации» устанавливает: Основные положения; Принципы; Понятия; Порядок организации работ в области стандартизации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» возложил на Госстандарт Россииорганизацию и проведение работ по сертификации продукции, услуг, работ.
Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 90 стран, работает с 1946 года. Основная задача международной стандартизации: гармонизация системы стандартов страны и приведениё её к международной, повышение качества продукции страны, сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. В международных стандартах устанавливаются требования к безопасности продукции и её совместимости. Основной упор делается на установление единых методов испытаний продукции, маркировку и терминологию, т.к. это необходимо для обеспечения взаимопонимания изготовителя и потребителя, вне зависимости от страны их пребывания.
Сертификация – процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона дает письменную гарантию, что продукция, работа или услуга соответствует заданным требованиям международных или национальных стандартов.
Сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Существуют две формы сертификации: Самосертификация: гарантирование соответствие продукции установленным требованиям самим производителем; Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.
ПРЕИМУЩЕСТВА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: Конкурентные преимущества («Гарантии качества» подтверждены на международном уровне); Экономичность (Меньше ошибок, увеличение прибыли); Мотивация (Улучшение взаимоотношений и развитие духа партнерства у персонала); Доверие (Уменьшение числа внешних аудитов); Надежность (Возможное освобождение от упрека в виновности)
Вопрос
- Анализ системы оплаты труда. Анализ использования и планирование фонда оплаты труда
С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом важно, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства. Основным показателем, характеризующим уровень оплаты труда работников, является их средняя заработная плата. Средняя заработная плата определяется, исходя из фонда оплаты труда работников списочного состава (включая фонд оплаты труда совместителей) и суммы материального поощрения. Различают среднегодовую, среднемесячную, среднедневную и среднечасовую заработную плату. Приведем их расчет:−среднегодовая заработная плата (ЗПг) определяется отношением годового фонда оплаты труда к численности персонала за год; − среднемесячная заработная плата (ЗПм) рассчитывается как отношение среднегодовой заработной платы к количеству месяцев;− среднедневная заработная плата (ЗПд) определяется отношением годового фонда оплаты труда к общему количеству отработанных за год человеко-дней;− среднечасовая заработная плата (ЗПч) рассчитывается как отношение годового фонда оплаты труда к общему количеству отработанных за год человеко-часов. Приступая к анализу использования фонда заработной платы, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой. Абсолютное отклонение (ΔФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с плановым фондом заработной платы (ФЗПпл) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников. Однако нужно иметь в виду, что абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование фонда зарплаты, так как этот показатель определяется без учета степени выполнения плана по производству продукции. Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции. Однако при этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты. Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая им сумма отпускных)
Задача
35 билет.
- Анализ финансовых результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности сервисной организации
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
определение финансового положения; выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;прогноз основных тенденций финансового состояния.
Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.
Локальные цели финансового анализа:
• определение финансового состояния предприятия;
• выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
• установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
• прогноз основных тенденций финансового состояния.
Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.
Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.
Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:
• предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
• характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;
• оценка финансовой устойчивости;
• характеристика источников средств: собственных и заемных;
• анализ прибыли и рентабельности;
• разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.
2. Метод, приемы и технические средства анализа.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2. анализа финансового состояния;
3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
3. Организация и источники финансового анализа.
Все предприятия и коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную и полную картину о финансовом положении предприятия на определенную дату. Достоверной и полной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при разработке бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о его финансовом положении, то в отчетность включаются дополнительные показатели и пояснения.
Таким образом, финансовая (бухгалтерская) отчетность представляет собой систему обобщенных показателей, характеризующих итоги финансовой деятельности за отчетный период. Она составляется путем подсчета, группировки и специальной обработки данных текущего бухгалтерского учета.
В условиях рынка финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятий, организаций является основным средством коммуникации и информационной базой финансового анализа.
Законодательной базой бухгалтерской отчетности в Украине являются: Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-Х1У "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", а также Положения (стандарты) бухгалтерского учета - П(С)БУ
К финансовой отчетности предприятия, предусмотренной Законом, относятся:
• баланс (форма № 1);
• отчет о финансовых результатах (форма № 2);
• отчет о движении денежных средств (форма № 3);
• отчет о собственном капитале (форма № 4);
• примечания к отчетам, подписываемые руководителем и бухгалтером предприятия.
Финансовая отчетность подразделяется на периодическую (квартальную) и годовую. Объем и состав определяются продолжительностью периода.
Квартальный отчет включает 2 типовые формы, которые составляют все хозяйствующие
Вопрос
Методы формирования собственного бизнеса: учреждение предприятия, приобретение или реорганизация бизнеса, приватизация. Механизм регистрации бизнеса в РФ. Права и ответственность предпринимателя.
Планирование будущего бизнеса- этапы:
1.Осн вопросы при планировании нового п/п: концентрация внимания на рынке(сегмент); финансовое предвидение; создание высшего управляющего звена до того, как новое п/п почувствует в нем потребность; бизнес-план, маркетинговая разведка(поиск ниши).
2. Выбор организационно-правовой формы(ОАО, ООО…)
3. Практические шаги по созданию нового п/п
4. Определение материальной базы(формирование прибыли).
Юр лицо подлежит гос регистрации в гос органе в порядке. Данные гос регистрации включаются в единый гос реестр юр лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юр лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В регистрацию фирмы входит:
1. Подготовка пакета документов
2. Регистрация в ИФНС
3. Постановка на учет в ИФНС
4. Присвоение кодов в ГОСКОМСТАТе
5. Изготовление печати предприятия
6. Постановка на учет в фондах: пенсионном, обяз мед страхования и социал страхования.
7. Открытие расчетного счета в любом банке для регистрации ООО
8. Уведомление налогового органа об открытии расчетного счета в банке.
Документы:
1. заявление учредителей о регистрации
2. учредительный документ
3. решение о создании предприятия (постановление о создании учредителей)
4. свидетельство об оплате госпошлины
Порядок предоставления учредительных договоров в регистрационный орган:
- учредителем; - представителем по доверенности; - по почте (с уведомлением).
Документы:
Заявление Ф№6 с приложением Ф№2 договор о создании общества в двух экземплярах; Устав в 2-х экземплярах; Факт оплаты пошлины и регистрации сбора; протокол учредительного собрания; решение создания; копии свидетельств о гос. регистрации на каждое юр. лицо; ксерокопия паспорта.
При подаче документов необходимо подать справку о неповторимости наименования в мос. гос. орг. регистр.
1.Содержание предпринимательской деятельности
Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара, может быть разнообразным: то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель (здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы).
Предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления наличия ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы Ф у их обладателей, собственников за денежную сумму Дф и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар Т.
Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин “бизнес-сделка”. При этом сделка понимается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе сделка- это основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды
Задачи