Производственно-технического назначения
Для государственных нужд
Прогнозирование и планирование поставок важнейших видов продукции для государственных нужд производится соответствующими
органами управления (министерствами, концернами и др.).
Органы управления по закрепленной за ними номенклатуре продукции определяют общую потребность в ней и разрабатывают балансы производства и потребления средств производства, подготавливают предложения о величине централизованных закупок и импорта необходимой продукции с целью обеспечения устойчивой производственной деятельности предприятий и экономической стабильности народного хозяйства.
Балансовые расчеты по средствам производства обобщаются, и на их основе составляется баланс обеспечения ресурсами собственных нужд государства (табл. 14.1)
С учетом комплекса мероприятий по ресурсному обеспечению составляется сводный межгосударственный баланс и формируются сводные квоты взаимных поставок. Схема расчетов по определению объема ресурсов для выполнения обязательств по поставкам продукции в другие страны представлена в табл. 14.2.
Поставка важнейших видов продукции производственно-технического назначения в соответствии с межправительственными соглашениями другим государствам осуществляется на основании квот, доводимых регулирующими органами до предприятий и организаций-поставщиков.
Органы управления в пределах квот на взаимную поставку продукции по согласованию с потребителями и поставщиками определяют порядок заключения договоров. Часть продукции или весь ее объем согласно квотам может закупаться оптово-посредническими организациями для последующей продажи. Объем поставок за пределы государства, предусмотренный межгосударственными соглашениями, включается в заказ на поставку продукции для государственных нужд.
Размещение заказов среди предприятий может осуществляться на условиях обязательного задания или на конкурсной основе. Закупка продукции для государственных нужд производится по свободным рыночным ценам, кроме той, по которой сохранено государственное регулирование цен.
Государственные заказчики, исходя из объема и структуры (целевого назначения) утвержденных для них на очередной год бюджетных ассигнований, наличия собственных и заемных средств, уточняют перечень продукции, подлежащей закупке и поставке для государственных нужд. В перечне указываются основные требования, предъявляемые к заказываемой продукции
Государственные заказчики разрабатывают условия конкурса, определяют порядок его проведения и критерии выявления победителя.
Участники конкурса делают предложения по объемам поставок товаров, их технико-экономическим параметрам (показатели технического уровня, цены и т.д.), срокам выполнения заказа, а также сообщают о своем финансовом положении.
После оговоренного условиями конкурса срока государственный заказчик рассматривает зарегистрированные заявки. Государственный контракт заключается с теми участниками конкурса, которые способны произвести и поставить товар лучшего качества и на более выгодных экономических условиях.
В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться: кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами, другие льготы.
Глава 15
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
15.1. Инвестиции, их содержание и состав
Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Состав инвестиций представлен на рис. 15.1
Один оборот инвестиций от момента вложения средств до получения дохода (прибыли) или социального эффекта называется инвестиционным циклом. Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность.
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая
продукция. В качестве объекта инвестиционной деятельности может выступать земля.
Инвестиционная сфера — это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
• сфера капитального строительства. Она объединяет деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан;
• инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности. Это инвестиции в инновации;
• сфера обращёния финансового капитала;
• сфера реализации имущественных прав субъектов.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане республики и зарубежных стран.
В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:
• государственные инвестиции (средства бюджета, внебюджетных фондов, заемные средства, а также средства государственных предприятий: собственные и заемные);
• инвестиции граждан;
• инвестиции негосударственных предприятий;
• иностранные инвестиции;
• совместные инвестиции.
В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные (патенты, лицензии, ноу-хау и др.).
Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д.
Интеллектуальные инвестиции — это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
Реализация инвестиций осуществляется на основе инвестиционных проектов. Инвестиционный проект представляет собой комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство; приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономического или социального эффекта.
По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников. Непрямые инвестиции — это инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвёстиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвуёт в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов. Портфельные инвестиции — это вложения капитала в различные ценные бумаги.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений, т.е. капитальные вложения являются более узким понятием. Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание
новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, коммуникаций и др.). Инвестиции же кроме основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые активы и отдельные виды нематериальных активов.
Капитальные вложения различаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению, характеру воспроизводства, технологической структуре и источникам финансирования.
В зависимости от назначения различают капвложения, направляемые в производственные и непроизводственные объекты.
Отраслевая структура характеризуется распределением капвложений между отраслями народного хозяйства страны. Она приобретает особую значимость в переходный к рыночным отношениям период в условиях совершенствования структуры экономики.
Территориальная структура характеризует соотношение капвложений по регионам страны.
Технологическая структура— это соотношение капвложений на строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, инвентарь, проектно-изыскательские и прочие работы и затраты.
Воспроизводственная структура характеризует распределение капвложений между различными видами воспроизводства основных производственных фондов: на реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий, новое строительство.
При директивном планировании объемы и структура капвложений формировались централизованно.
В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры капвложений — рынок. Кроме него капвложения в отдельные отрасли экономики и социальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируются государством.
Источниками капвложений, а следовательно, и инвестиционной активности являются ВВП (та часть, которая используется на накопление — инвестиции), зарубежные займы и инвестиции. Указанные источники являются первичными. Посредством финансово-кредитной системы ресурсы распределяются, перераспределяются и выступают в виде:
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм и др.);
• заемных финансовых ресурсов инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
• привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц);
• бюджетных ассигнований;
• централизованных ресурсов министерств и ведомств;
• средств от благотворительных мероприятий;
• денежных средств населения.
Для стран СНГ в переходный период характерно сущёственное снижение инвестиционной активности. Проблемы не только расширенного, но и. простого Воспроизводства основных фондов приобрели чрезвычайную остроту. В кризисных условиях наиболее надежным источником финансирования из средств предприятий являются амортизационные отчисления. Прибыль же подвержена циклическому воздействию. Однако амортизационные средства расходовались в основном на текущие нужды. Кроме того, в условиях инфляции происходит сокращение реальной величины амортизации.
Привлечение частных инвестиций и сбережений населения сдерживается из-за высоких темпов инфляции. Инфляция подавляет стимулы к накоплению капитала, увеличивает инвестиционный риск. Нестабильность экономики сдерживает приток иностранных инвестиций. Кризис инвестиционной сферы диктует необходимость разработки комплекса мер, способствующих активизации инвестиционной деятельности и подъему экономики.