Управление предприятием: системное представление

Любое предприятие как производственная система, состоит из подсистем, которые отражают специфику управления отдельными его объектами или стадиями производственного процесса.

В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в функциональные подсистемы:

1. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет колоссально важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров в значительной степени определяет успешную работу предприятия.

2. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения, социального развития коллектива.

3. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих: решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции; проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов; опытную проверку и внедрение технологических процессов и т.д.

4. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества.

5. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами и включает решение задач: обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание.

6. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчирования производства, обеспечивая тем самым ритмичность и равномерность выпуска продукции.

7. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Ее выполняет отдел технического контроля, который в рамках системы качества: осуществляет контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, параметров технологических режимов, на всех стадиях производства; координирует работу всех служб по достижению требуемого качества; участвует в работе по изучению причин, вызывающих брак, в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции, предупреждения брака; в анализе дефектов продукции завода, отмеченных в рекламациях и актах испытаний; контроле за устранением в производстве причин, обусловивших установленные дефекты; выявлении лиц, виновных в выпуске недоброкачественной продукции; в техническом учете брака и анализе причин, его вызывающих.

8. Организация труда, нормирование и материальное стимулирование. Эта подфункция реализуется отделом труда и заработной платы, подразделением, на которое возложена работа по: разработке и внедрению рациональных форм организации труда на рабочих местах, систем обслуживания рабочих мест, внедрению прогрессивных приемов и методов труда, расчету технически обоснованных норм для всех категорий работающих и их внедрению, выбору оптимальных режимов труда и отдыха и созданию благоприятных условий труда на рабочих местах, а также применению рациональным форм и методов оплаты труда и материального стимулирования.

9. Организация материально-технического снабжения и сбыта продукции. Эта подфункцию реализуется соответствующим отделом, работники которого планируют потребности во всех видах материально-технических ресурсов, заключают договоры на их поставки, осуществляют приемку, размещение, хранение и их отпуск цехам и участкам предприятия, контролируют их использование.

10. Учет производства и реализации продукции и услуг, осуществление финансовой деятельности предприятия. Как правило, эту подфункцию реализуют бухгалтерия и финансовый отдел предприятия. Бухгалтерия занимается учетом материальных и денежных ценностей, расчетом заработной платы для всех категорий работающих, учетом производства и результатов хозяйственной деятельности, осуществление бухгалтерской отчетности и др. Цель деятельности финансовой службы предприятия является управление процессами образования доходов (накопительная функция), осуществления расходов (распределительная функция), анализ и контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

11. Организационно-техническое и хозяйственное обслуживание производства. В рамках этой подфункции решаются вопросы обеспечения всех руководителей, структурных единиц предприятия и их работников всем необходимым для эффективного выполнения своих функций и обязанностей. Этим занимается хозяйственная служба, деятельность которой направлена на обеспечение работников канцелярскими принадлежностями, вычислительной и компьютерной техникой, мебелью и оргтехникой, расходными материалами, всеми видами связи, а также поддержанием чистоты и порядка в помещениях.

Перечисленные функциональные подсистемы отражают организационную структуру предприятия, приводят в соответствие содержание и форму управления. Однако это не единственная их группировка. Для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяются в подсистемы: обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса, обеспечивающие интеграцию всех групп процессов в единый производственный процесс и др.

Эффективное функционирование любого предприятия, как открытой системы в значительной степени зависит от внешней среды, элементы которой прямо или косвенно воздействуют на него. Анализ факторов внешней среды позволяет оценить их потенциальные негативные воздействия или новые деловые возможности для предприятия. Схематически их можно представить на рис. 30.2.

Факторы прямого воздействия в силу своего функционального содержания оказывают существенное влияние на любое предприятие, заставляя его приспосабливаться к происходящим изменениям. В условиях рыночных отношений внешнее окружение становится объектом пристального внимания руководства предприятия, поскольку оно должно вовремя и адекватно реагировать на внешние изменения. Проблема усугубляется и тем, что все факторы характеризуются подвижностью и неопределенностью они взаимосвязаны и изменение любого из них может сказаться на других.

Взаимодействие с поставщиками материалов, комплектующих, оборудования, инструмента, энергоресурсов и др. является одним из основных факторов успешной работы предприятия. Хозяйственные связи предприятия с поставщиками организуется как непосредственно путем прямых договорных отношений, так и через посредников. В этих условиях большое значение имеет установление взаимодействия на принципах партнерства, выбор правильной стратегии – формирования значительного объема запасов или взаимоотношений по принципу «точно в срок».

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, оказывают решающее влияние на предприятие. Именно они формируют виды продукции и их объемы, цену и качество продукции, продолжительность жизненного цикла изделия, договорные и гарантийные обязательства, сервисное обслуживание и т.д.

Факторы Факторы

прямого воздействия косвенного воздействия

Рис. 34. Факторы внешней среды, воздействующие на предприятие

Влияние конкурентов на предприятие – фактор, который невозможно игнорировать. Они являются мощным стимулом, который воздействует на всю практическую деятельность предприятия, начиная от планирования деятельности до реализации планов.

Контактные организации оказывают самое непосредственное влияние на деятельность предприятия. К ним относятся налоговые органы, региональные и муниципальные органы управления, банки, биржи, инвестиционные компании, общественные организации, профсоюзы, средства массовой информации и др.

Состояние законодательства и налоговой системы характеризуется не только сложностью и подвижностью, но и неопределенностью. Например, введение нового налога или повышение налоговой ставки самым непосредственным образом скажется на отношении с потребителями, отразится на конкурентоспособности продукции и др. Повышение цен на энергоносители заставляет предприятия искать новые ресурсосберегающие технологии, внедрять их в производство.

Факторы косвенного воздействия не оказывают столь существенного влияния на работу предприятия. Да и среда этого воздействия значительно сложнее, чем факторов прямого воздействия.

Состояние экономики влияет не только на способность потребителей покупать производимые товары и услуги, но оказывает влияние на предприятие через инфляцию, уровень занятости населения, платежеспособность потребителей продукции, процентные ставки по кредитам и т.д.

Несколько меньшее воздействие оказывает политическая ситуация в стране, особенно на предприятия не выходящие на внешние рынки. Однако значение внешних инвестиций, которые в значительной степени зависят от политической ситуации в стране, от ее имиджа имеют колоссально важное значение для приобретения современного оборудования и технологий, достижения мирового уровня качества изделий.

Научно-технический прогрессдает предприятию новые возможности в конкурентной борьбе за счет применения новейших технологий и оборудования. В области управления это автоматизация этого процесса на базе новых компьютерных программ, позволяющих внедрять комплексные системы управления предприятием, включающие управление финансовыми, производственными, материальными и трудовыми ресурсами. Например, широкую известность в мире получили системы MRP-1, MRP-П, MRP-Ш, с помощью которых учитываются основные аспекты работы предприятия, включая управление материальным потоком, планирование, имитационное моделирование процессов производства, управление информацией и информационной деятельностью, управление качеством, управление запасами и др.

Социально-культурные факторыпроявляются в изменениях в обществе, происходящих в результате перехода к рыночной экономике. Именно под их влиянием формируется мотивационная среда, изменяются общественные ценности, формируется отношение к труды.

Контрольные вопросы (тесты) по теме 8.1.

1. Поясните понятие предприятие как сложная система управления.

2. Перечислите и дайте определение отличительным признакам производственной системы.

3. .Перечислите ресурсы, которые включает каждая производственная система

4. Что такое предприятие как объект производственного менеджмента?

5. Что является основой производственно-технического единства предприятия?

6. Что такое управление предприятием?

7. Что такое объект и субъект управления?

8. Перечислите основополагающие признаки предприятия.

9. Назовите каждую из функциональных подсистем предприятия и дайте каждой из них характеристику.

10. Что такое внутренняя среда предприятия?

11. Что такое внешняя среда предприятия?

12. Поясните влияние внешней среды на управление предприятием.

13. Перечислите состав и дайте краткую характеристику внешним факторам прямого воздействия на предприятие.

14. Перечислите состав и дайте краткую характеристику внешним факторам косвенного воздействия на предприятие.

Наши рекомендации