Внедрение инновационных технологий в потенциал машиностроительного
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Сга |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Маркетинг (курс 2) |
Тема | Стратегии маркетингового развития организации |
Фамилия студента | Мамышева |
Имя студента | Анастасия |
Отчество студента | Александровна |
№ контракта |
Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Научно-методические основы разработки стратегического планирования развития предприятий машиностроения
2. Внедрение инновационных технологий в потенциал машиностроительного
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Организация исследований и разработок в интересах создания конкурентоспособной продукции - исходная точка программы модернизации предприятий. Несомненно, определение с помощью маркетинговых исследований и прогнозов инновационного облика будущей продукции, которая будет иметь спрос через определенное количество лет и превосходить конкурентов, - задача сложная. Однако при наличии высокопрофессиональных специалистов, использовании научно-обоснованных технологий на базе расчетно-экспериментальных систем, обладая достаточной мощностью и качеством научно-технической базы и опытного производства, можно своевременно решить задачу создания конкурентоспособной продукции.
Научно-техническая революция привела к появлению огромного количества нововведений, которые позволяют значительно повысить эффективность создаваемой качественной новой продукции, ее экологическую чистоту, обеспечивают возможность максимальной автоматизации процессов разработки, производства, эксплуатации, исключают физический труд и т.д.
Вместе с тем крайне важно направление программы модернизации предприятий, связанное с созданием нового менеджмента путем реформирования существующих на предприятиях функциональных систем управления, их ориентации на рынок.
Реальное состояние российской экономики и ее республик, в т.ч. Башкортостана, в значительной степени определяется низкой эффективностью реструктуризации предприятий и неравномерным использованием промышленного (в т.ч. и наукоемкого) потенциала экономического региона. Для решения этих задач в нынешних рыночных условиях требуется выбрать направления, формы и методы проведения политики реструктуризации конкретных производственных предприятий с учетом долгосрочной перспективы развития, а также сформировать социально-экономические, научно-технические и организационные предложения для обеспечения прогрессивного развития производительных сил общества. В связи с этим проблема повышения эффективности деятельности предприятий любого региона России определяется не только комплексным решением научно- технических, организационных, технологических, социальных и кадровых задач, но также связана с разработкой основных положений стратегии развития крупных промышленных структур. Стратегический вектор развития предприятий машиностроительного профиля такого региона с сырьевой направленностью, как Башкортостан, должен быть несомненно направлен на разработку и производство оборудования для ТЭК, т.е. на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.. Эту стратегическую линию развития избрал, в частности, и ООО «Нефтекамский машиностроительный завод» (ООО "НКМЗ"), изготавливающий геофизическое оборудование для нужд газонефтедобычи.
Решение задачи повышения эффективности деятельности машиностроительных предприятий и, в первую очередь, — конкурентоспособных, требует создания новых механизмов организационного, производственного, информационного, финансового и кадрового обеспечения. Эти механизмы должны предоставить возможность получения экономических результатов и освоения капитальных вложений при ограниченных ресурсах и повышенном риске.
Основная часть
1 Научно-методические основы разработки стратегического планирования развития предприятий машиностроения
На второй фазе (диффузия нововведения) полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
В процессе диффузии происходит внедрение инноваций й новых условиях или местах применения, В этот период требуются инвестиции в
производство новой продукции или технологии. Картина вложений в инновационный проект представлена на рис. 1.4.
Как видно из рисунка, на создание новации в любом инновационном проекте (в т.ч. и в машиностроительной промышленности) направлены три этапа разработки: фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ) и опытно-конструкторские работы (ОКР). Расход средств осуществляется, как правило, из бюджета, (в отдельных случаях из других источников) - на рисунке капвложения. В процессе коммерциализации новации (этап 4 на рис. 1.4) должны быть выделены инвестиции в производство, которые позволяют развернуть производство и получать в процессе продаж денежные доходы.
Стадия создания новаций (этапы 1-3) является прединвестиционной стадией разработки инновационного проекта. В результате завершения НИОКР с нововведений полностью снимается неопределенность относительно технических параметров проекта.
После этого эффективность инновационного проекта может оцениваться с помощью показателей, характеризующих эффективность инвестиций. В этом случае оценка эффективности производится на следующих этапах:
о при оценке проекта в целом, где оценивается экономическая эффективность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникновения (собственные или заемные, внешние или внутренние, бюджетные); о при оценке эффективности использования собственного капитала для финансирования проекта.
При этом, очевидно, что проект, эффективный в целом, но финансируемый за счет «дорогостоящих» кредитов, не может быть привлекательным для инициатора или потенциального инвестора.
На рис. 1.4 показано, как капвложения (инвестиции) по мере готовности инновационного проекта превращаются в денежные доходы, т.е. прибыль. Таким образом, наглядно продемонстрировано, как может выглядеть эффективность проекта.
Оценка эффективности проекта предназначена для принятия решения о целесообразности дальнейшей реализации этого проекта. Собственно эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих разность результатов и затрат в процессе его реализации. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег [56].
Потоком реальных денег <D(t) считается разность между притоком P(t) и оттоком O(t) денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности в процессе осуществления проекта на каждом шаге расчета, т.е. в разные периоды времени t:
<D(t) = P(t)-0(t)
Актуальность инновагонного проекта - это соответствие его задачам научно-инновационного и экономического развития страны, региона, отрасли.
Задачи определяются, исходя из установленных субъектом управления (федеральный, региональный, отраслевой) научно-инновационных, экономических, экологических и др. приоритетов с учетом приоритетов индустриально развитых стран. В современных рыночных условиях большинство промышленных предприятий вынуждены разрабатывать собственную промышленную политику. Приоритеты устанавливаются на основе стратегии научно-инновационного развития, к основным направлениям которой следует отнести:
? установление приоритетных направлений науки и техники;
? обеспечение преимущества в технологическом развитии, создание новшеств на новых принципах переработки ресурсов;
? осуществление конверсии в части создания изделий народного потребления, обладающих более высокой конкурентоспособностью, чем зарубежные аналоги;
??? техническое обновление и повышение конкурентоспособности экономики регионов на основе структурной перестройки при максимальном использовании имеющегося научно- инновационного и производственного потенциалов;
? постоянное повышение конкурентоспособности товаров отрасли с ориентацией на производство экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции.
Наиболее часто на практике используются оценки инновационных проектов по отраслевой значимости, которая фиксирует влияние проекта на решение общеотраслевых проблем, важных для многих хозяйствующих субъектов в данной отрасли. Значимость проекта для хозяйствующего субъекта оценивается с позиции усиления его роли на рынке в связи с решением технологических, экономических, социальных и экологических проблем. По мнению многих отечественных специалистов [13] общая значимость проекта может иметь три уровня оценок:
• первый - решение первоочередных проблем;
• второй - решение приоритетных проблем;
• третий - решение рядовых проблем.
Аналогичный подход можно использовать при экспертной оценке приоритетности работ в различных отраслях промышленности (в т.ч. и в машиностроительной).
Возросшая роль науки в решении важнейших хозяйственных задач требует непосредственного включения ее в производство. В этих условиях усилия централизованных органов управления должны быть сосредоточены на решении стратегических вопросов развития, а вопросы технического развития предприятия, совершенствования продукции должны решаться там, где они происходят, т.е. на предприятии [54].
Роль федеральных органов управления (или региональных) состоит в организации разработки и выполнения общеотраслевых научно-технических программ и обеспечении приоритетов развития производств внутри отрасли на основе единой научно-технической и инвестиционной политики.
Все это создает условия для перехода к экономическим методам управления предприятием. При этом повышению его самостоятельности способствуют следующие факторы:
? - необходимость роста прибыли, как основного источника финансовых ресурсов для экономического и социального развития;
? - наличие собственных фондов развития производства и техники как составной части заработанной прибыли;
? - переход от материально-технического снабжения по фондам и лимитам к оптовой торговле ресурсами;
? - изменение условий кредитования;
• ? - предоставление права для самостоятельного и на паях с другими организациями проведения научно-технических разработок, создания производств специализированного технологического оборудования, вычислительных центров, ремонтных служб, подразделений по оказанию платных услуг населению, строительно-монтажных служб и др.;
? - расширение возможностей внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время крупное промышленное предприятие ставится в такие условия, при которых, занимаясь обновлением продукции, оно должно быть уверенно в том, что у нее найдется реальный потребитель. Предприятие должно не только определить технико-экономические показатели новой продукции, но и согласовать их с потребителями и определить объем выпуска. Эта сторона маркетинговой деятельности предприятия становится чрезвычайно важной для машиностроительных заводов [6].
Для выбора рациональной организации производства необходимо проводить анализ огромного количества информации. Поэтому требуется создание информационно-поисковых систем на базе персональных ЭВМ. Многие ученые-прикладники различных отраслей [14,15,16] занимались созданием автоматизированных систем в военной, гражданской и сельскохозяйственной отраслях. В данной работе сделан еще один шаг в этом направлении. Создание автоматизированных систем позволило организовать базы данных инновационных достижений предприятий оборонного комплекса и других отраслей, внести информацию в конъюнктурную матрицу и рационально использовать ее для разработки рекомендаций по развитию машиностроительной отрасли.
Указанные рекомендации, связанные с внедрением передовых технологий, позволили определить пропорции роста производства продукции на машиностроительном предприятии, которые в свою очередь, определяют объемы выплат в бюджет и, как следствие, воздействие на социальную сферу с целью ее улучшения. Так, например, полученный на ООО «Нефтекамский машиностроительный завод» прирост балансовой прибыли, который в 2005 году практически в 3,6 раза превысит показатели предыдущего года (по оценке 1 августа 2005 года), позволит обеспечить необходимые выплаты в региональный бюджет. Аналогичная ситуация роста балансовой прибыли в 2004 году (но в несколько меньших пропорциях) уже позволила практически полностью произвести выплаты в бюджет.
Деятельность любого предприятия, как ячейки экономики - это
целостный процесс хозяйственной деятельности, направленный на
удовлетворение определенных потребностей общества в товарах и услугах.
Деятельность эта сложна и разнопланова, она включает различные области (сферы, направления):
? связи с внешней средой;
? работа на рынке продукции (покупатели, конкуренты);
? работа на рынке поставщиков ресурсов сырья, материалов и т.п.;
? работа на рынке труда;
? работа на рынке финансов;
? взаимоотношения с региональными и федеральными властями и организациями и т.п.;
? управление собственной деятельностью
? обеспечение производства товаров и услуг в нужных объемах и нужного качества;
? управление персоналом;
? управление финансами;
? сводное (сквозное) управление (координация работы всех служб) и др.
В каждой из областей хозяйственной деятельности может быть много вариантов этой деятельности, и возникает проблема выбора.
Предприятия машиностроения, имеющие специфические особенности, связанные с высокой материалоемкостью и капиталоемкостью, чрезвычайно большим энергопотреблением, широкими кооперационными связями, обязательной нацеленностью на конечный продукт, высокой чувствительностью к требованиям конкурентного рынка и пр., в особой степени нуждаются в стратегическом планировании, т.е. в возможности выбора из ряда альтернативных вариантов действий - наиболее существенного для получения оптимального результата.
В процессе деятельности предприятия вырабатывается стратегия (политика) конкурентной борьбы, по которой также существует много вариантов, например, классические варианты стратегии:
а) выпуск дешевой продукции большими объемами (невысокой рентабельности, но большими партиями), дающими большую валовую прибыль; конкуренция выигрывается за счет поставок товаров массового потребления со средним стандартом качества, но по ценам ниже, чем у конкурентов (за счет использования дешевой рабочей силы, среднего по цене оборудования и хорошей организации управления финансами);
б) выпуск дорогой продукции высокого качества, учитывающей специальные потребности высокоплатежеспособного покупателя (по качеству продукции и сервису), что позволяет выиграть конкуренцию и установить более высокие цены (за счет привлечения высококлассного персонала, использования отсутствующих у конкурентов высоких технологий, например, конверсионных, использования торговой марки фирмы с солидным имиджем и т.п.);
в) с частью конкурентов вступить в партнерские отношения и др.
Эти решения называют обычно стратегическими и именно в рамках выбранных целей и стратегии (направлений деятельности), реализующих эти цели (т.е. стратегий), принимают и реализуют оперативные тактические решения.
Чрезвычайно важным при реализации стратегического управления деятельностью предприятия является определение его экономической динамики [37]. В реальной экономике многие предприятия машиностроения (в т.ч., например, ООО "Нефтекамский машиностроительный завод") состоят из группы предприятий под руководством управляющей компании. Такая структура предприятий этого профиля связана не только с процессом интеграции, а и со спецификой технологических процессов в машиностроении.
Руководство машиностроительной компании желает получить оптимальный вариант своего бизнеса за некоторый период из Т циклов производства, например лет: I = 1,...,Т.
Рассмотрим стратегическую модель линейного программирования (ЛП) промышленного предприятия [36] в качестве источника информации о его экономической динамике для модели развития фирмы.
Предприятие выпускает п видов продукции, затрачивая ш ресурсов. Каждый вид продукции I характеризуется технологией А]' = (а^..., а^, с^ в виде набора {ау}, где ау - количество единиц ресурса I, затрачиваемого на единицу продукта ] и прибыли С] от единицы продукции. Известны объемы ресурсов В = (Ь>1 Ьт), которыми располагает предприятие.
. Обозначим X = (XI ,хп) план производства, где х, - выпуск продукции
который может быть ограничен х^, 3 = 1,..., п. Если предприятие стремится оптимально использовать сумму средств I в данных условиях для формирования дополнительных ресурсов, то, обозначая стоимость единицы ресурса ьго вида через объем его пополнения - через гх, получим задачу оптимизации плана предприятия с одновременной оптимизацией структуры производственных ресурсов при ограниченных чистых инвестициях I.
а т т
X ™;2.={Ф(х,г)-Ен ? п.г.),
? J=\ у 7 ?=т+1 1=т+1 у у
т
/=1'
т
0)
1=1
0 <xl<XJ, ^>0, ? = 1 т, 7 = 1...,и,
где Ен - нормативный коэффициент окупаемости инвестиций, Е„= 1/1„;
- максимально допустимый для бизнеса срок окупаемости инвестиций.
Первые т' ресурсов - оборотные средства, потребляемые в одном производственном цикле, остальные (ш-ш') — основные средства, используемые во многих производственных циклах.
Решая задачу (1) как параметрическую на ветке значений I = {0 ( II ( ... ( 1л}, получим табличные зависимости максимальной дополнительной прибыли Ф* (I) и вложений в прирост основного капитала К* (I) от суммы инвестиций I. Причем К* (I) вычисляются по формуле т
К* (I) = ^ для каждого набора {г? (I)}.
л=т>+1
Функции Ф* (I) и К* (I) достаточно хорошо аппроксимируются квадратичными параболами:
Ф* (I) = а12 +Ы, К* (I) = с12 +(11. (2)
Таким образом, на выходе параметрической модели линейного программирования (1) можно получить информацию о динамике предприятия для тех или иных условий годового цикла его работы.
Перейдем теперь к построению динамической модели развития предприятия. В качестве критерия экономической эффективности работы предприятия примем максимум приведенной сверхнормативной прибыли. С учетом дисконтирования во времени критерий выбора наилучшего варианта инвестиций имеет вид: Т
МАХ [?(ДР(/,)-?:нДК,(/,))а,], (3)
1=1
где - Д Р (10 - дополнительная чистая прибыль, полученная от инвестиций;
А К{ (I.) - вложения в прирост основного капитала к году I;?
- коэффициент дисконтирования прибыли и инвестиций в год I.
В дальнейшем используем критерий оптимальности в форме (3). При этом А Р (1() и АК( (1() получаются как приращения Ф* (I) и К* (I), которые вычисляются по (2).
При полученных I*, решим снова задачу линейного программирования и найдем конкретный план инвестиций для каждого года определяющий направление капитальных вложений с учетом производственно- технологической структуры предприятия.
' * 1 и 111 и 1 !?!? 4-И-1 !? М 1Ж
Рис. 2.3. Взаимодействие блоков обобщенной модели оптимизации и анализа экономической динамики предприятия.
! ;? > I I ) > I I
3. Прогнозирование внешних факторов
Анализируемое предприятие имеет достаточно простую технологическую схему производства и четкую организационную структуру. Это позволило отразить его динамику с помощью системы моделей (1) и (3) и по схеме, представленной на рис. 2.3, оптимизировать процесс инвестирования
На рис. 2.3. показано взаимодействие блоков обобщенной модели оптимизации и анализа экономической динамики предприятия.
г * ж зг *?
в реструктуризацию предприятия, а также дать комплексный экономический анализ его адаптации к условиям внешней среды.
. Расчеты, проведенные по данной модели экономической динамики, позволили выбрать оптимальный план производства.
В ООО "Нефтекамский машиностроительный завод" инвестиции осваиваются достаточно быстро, а показатель окупаемости в виде сверхнормативной прибыли Т* достигнув своего максимума, несколько снижается вследствие определяющего роста издержек производства и увеличения инфляции.
Для выбранных значений инвестиции I можно определить структуру вложений в прирост основных и оборотных средств (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Структура вложений в прирост основных и оборотных средств, млн. руб.
I 200 400 600 800
Основные средства 45,69 89,89 133,99 176,94
Оборотные средства 154,31 310,11 466,01 623,06
Основные средства/оборотные средства 29,6 28,9 28,7 28,3
Из табл. 2.2 следует, что на предприятии при малых суммах инвестиций они направляются главным образом в прирост оборотных средств для интенсивного использования имеющихся основных фондов и быстрейшего накопления собственных средств на реинвестицию. По мере же роста суммы вложений в реконструкцию значительная их часть идет на расширение основных фондов. В конечном счете прирост основных и оборотных средств стабилизируется примерно в соотношении 1:3.
Выводы по главе 2
1. Показано, что с помощью конъюнктурной матрицы, определяющей спрос отечественного или зарубежного потребителя, можно сформулировать требования к производственному процессу и за счет реализации продукции получить дополнительную прибыль. Только за счет внедрения в производство современного нефтепромыслового оборудования (комплексов очистки скважин) и последующей реализации ООО «Нефтекамский машиностроительный завод» в 2002-2003гг удалось получить 46 млн. руб. и рассчитаться с выплатами в бюджет.
2. Разработана экономико-математическая модель организации производства машиностроительной продукции (геофизическое оборудование) с использованием динамического планирования, позволяющая увеличить прибыль и рентабельность производства при соответствующих капитальных вложениях.
3. Выявлено соотношение прироста основных и оборотных средств равное 1:3, которое позволяет сформировать наиболее оптимальный производственный план машиностроительного предприятия при небольших инвестициях.
4 Разработана методика оценки конкурентоспособности продукции предприятия машиностроения, которая позволила определить наиболее перспективные виды перфорационной техники для геофизических работ в Башкортостане.
5. Проведенные маркетинговые проработки на базе расчетов конкурентоспособности перфораторной техники машиностроительного завода геофизического оборудования позволят обеспечить увеличение объема выпускаемой продукции на ООО «Нефтекамский машиностроительный завод» до 330-350 млн. рублей к 2006 году.
Внедрение инновационных технологий в потенциал машиностроительного
Следующим этапом анализа является расчет интегрального показателя, который характеризует конкурентоспособность анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам (1„п) определяется как произведение единичных показателей конкурентоспособности по ряду выбранных нормативных параметров: П
1нп = П ^ щ » ?=1
где - () ? - единичный показатель конкурентоспособности по х-му Н1
нормативному параметру;
П - количество нормативных параметров.
Групповой показатель по техническим параметрам (Хщ) рассчитывается как сумма произведений единичных показателей в общем наборе технических параметров:
П
1 = 1 1
где — единичный показатель конкурентоспособности по х-му техническому параметру;
а| - весомость ього в наборе технических параметров. Определяется экспертным путем по результатам рыночных исследований. Сумма этих показателей равна 1;
п - количество параметров в расчетах. Более подробно об определении показателя 1то изложено в разделе "Оценка целесообразности изготовления конкурентоспособной машиностроительной продукции", где он соответствует показателю технического уровня.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам (1эп) осуществляется с учетом затрат на разработку, внедрение, производство, эксплуатацию продукции. Подробно определение этого показателя представлено также в разделе "Оценка целесообразности изготовления конкурентоспособной машиностроительной продукции".
Интегральный показатель конкурентоспособности (К) анализируемой продукции по отношению к образцу-аналогу определяется как:
К = 1нт X ,
1 эп
где 1кг, 1-гп, 1эп - групповые показатели, соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для формирования вывода о ней, а также для выбора (в случае необходимости) путей и способов оптимального повышения конкурентоспособности продукции и принятия решения о выходе с данным товаром на рынок.
Следует подчеркнуть, что факт конкурентоспособности исследуемого изделия является лишь необходимым, но не единственным условием успешной его реализации на рынке в предполагаемых объемах. Важными факторами также являются условия расчетов по соглашениям, сроки поставок, эффективность технического обслуживания и реклама продукции, политические и экономические отношения между странами и другие факторы (в случае экспорта продукции).
В качестве примера практического использования методики применительно к продукции предприятий машиностроительного профиля проведены расчеты конкурентоспособности отечественных оборудования для ТЭК по отношению к зарубежному аналогу.
На этих образцах продукции показаны способы расчета конкурентоспособности по полезному эффекту и с учетом весомости параметров, на момент выхода продукции на рынок и на долгосрочный период ее эксплуатации, для условий Российской Федерации.
Это свидетельствует о правильном методическом подходе к решению задачи исследования и обоснованности математических зависимостей методического аппарата, разработанного автором.
2.3. Оценка целесообразности изготовления конкурентоспособной машиностроительной продукции
В связи с конкуренцией особенно важным становится выбор стратегии развития НИОКР и производства машиностроительной продукции. Для этого необходим инструмент выбора этого рационального пути развития, создание различных методов и оценок целесообразности той или иной разработки и изготовления продукции.
Очевидно, что в условиях финансового дефицита первостепенной задачей становится технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности разработки любой продукции, но особенно это касается конкурентоспособной машиностроительной продукции, которая помимо ее достаточно большой себестоимости (из-за высокой наукоемкости и др.), требует значительных капитальных затрат на проведение маркетинговых мероприятий (изучение спроса, цен внутреннего и внешнего рыков, стратегий развития и
товаропродвижения, сервиса, рекламы и др.). Разработанные методические рекомендации являются необходимой частью бизнес-плана по развитию бизнеса (разработки и изготовления конкурентоспособной продукции).
Известны работы по методологии составления бизнес-планов . американского эксперта-управленца Р. Абрамса [31]. По его определению бизнес-план позволяет сформулировать цель и смысл любого бизнеса, представить его финансовую сторону. Как правило, бизнес-план состоит из 2-х частей:
1. Инженерно-техническое обоснование;
2. Технико-экономическое обоснование.
Первая часть содержит описание, например, конкурентоспособной машиностроительной продукции (или другого бизнеса, целесообразность которого обосновывается). Здесь представляются основные технические характеристики изделия, новации и преимущества по сравнению с существующими аналогами.
Во второй части бизнес-плана определяется эффективность предлагаемого проекта и он характеризуется системой показателей: натуральных и стоимостных.
К натуральным показателям относятся: параметры изделия (или бизнеса), определяющие соотношения характеристик проектируемого изделия и аналога.
Предназначение натуральных показателей состоит в определении технического уровня.
Технический уровень представляет собой обобщенный показатель, характеризующий степень приближения технических показателей
разрабатываемого изделия к аналогу (для отечественных изделий — приближение к зарубежному аналогу).
Показатель технического уровня можно рассчитать по формуле:
Э^-ЗА-иг,
Р2 + ЕН
где - коэффициент роста производительности единицы изделия (или в\
технологии) по сравнению с аналогами;
В1, Вг - производительность аналога и разрабатываемого изделия (или технологии) в натуральных единицах; Р Е
— + н— - коэффициент изменения срока службы разрабатываемого
Р2 + ЕН
изделия по сравнению с аналогом;
Р = , здесь Т - срок службы изделия (технологии) в годах;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, равный 0,15;
- коэффициент эквивалентности основных технических параметров разрабатываемого изделия по сравнению с аналогом.
При расчете коэффициентов в данной формуле используем показатели из
[32].
' Коэффициент эквивалентности технических параметров определяется по формуле:
X. X
ЧГ = д,—!? + ... +д —'1
1 Ул н У 1 н
где аі ... а„ - коэффициент весомости (важности) сравниваемых технических параметров;
Хі ... Хн; Уі ... Ун - величины одноименных технических параметров разрабатываемого изделия и аналога.
Очевидно, что должны соблюдаться следующие условия:
величина каждого коэффициента весомости находится в интервале О { аі ( 1 и определяется в зависимости от степени влияния параметра на технический уровень разрабатываемого изделия;
сумма коэффициентов весомости равна 1 (или а,= 1).
При оценке нескольких вариантов разрабатываемого изделия предпочтение отдается изделию, показатель эффективности которого является наибольшим.
К стоимостным показателям относятся параметры экономической эффективности разрабатываемого изделия (или технологии); цена изделия, годовой экономический эффект, срок окупаемости капиталовложений, расчетный коэффициент экономической эффективности.
Рассмотрим более подробно собственно технико-экономическое обоснование разработки и производства.
Расчет цены изготавливаемого изделия
Цена на изготавливаемое изделие определяется [32] по формуле:
Ц = С0 + ПН,
где С0 - полная себестоимость изделия в руб;
Пн - нормативная прибыль в руб.
Нормативную прибыль можно рассчитать как
Пн = [Со-(Рм + Рп)]Нре1ГГ./100,
где Рм - затраты на сырье и материалы в руб;
Рп — затраты на покупные и комплектующие изделия в руб; Нрент. - норматив рентабельности в %. Норматив рентабельности предприятий оборонного комплекса составляет 17-20%. Однако для предприятий, внедряющих в производство и реализующих на внешнем рынке высокоэффективные изделия или "ноу-хау, норматив рентабельности может быть повышен на 15-18%.
Полная себестоимость в этом случае может быть определена в виде: Со = Рм Рп + Lo + Lfl + Lee Рн . Затраты на сырье и материалы:
п п
Рм = 2 М. Vi (1 + Итэ/100) - ? MoTXi VoTXi,
1 .1
где М- - нормы расхода материала в кг;
V. - цена единицы веса материала в руб;
И-п - транспортно-заготовительные расходы - 5%; MOTX? — отходы материала в кг; Votx? — цена единицы веса отходов материала в руб. Затраты на покупные и комплектующие изделия:
т
Рп=? Н . V . (1 + Ип/100)' 1
где Нj - норма расхода комплектующих изделий в ед;
V . - цена единица комплектующего изделия в руб. Основная зарплата производственных рабочих:
ч 1
где ti - норма времени на выполнение операции в час;
Si - часовая тарифная ставка рабочего по данным предприятия в руб.
Дополнительная зарплата производственных рабочих
Ьд = ЬоНд/100,
где Нд - доля дополнительной зарплаты (20%).
Отчисления на социальное страхование с зарплаты производственных рабочих:
Lcc = (L0 + Lj) Нсс/100,
где Нее - доля отчислений на социальное страхование (37%).
Расчет накладных расходов производится укрупненно пропорционально сумме основной зарплаты производственных рабочих виде:
P„ = LoH„aK/100,
где Ннак. — накладные расходы (100%).
Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия определяются калькуляционным способом.
2.3.1. Расчет годового экономического эффекта
• Экономический эффект от реализации проекта, организации производства изделия (или технологии) на промышленном предприятии рассчитывается по условиям внедрения, производства и продажи изделия (или технологии) за расчетный год. В основу положены методические рекомендации, утвержденные постановлением Минэкономразвития и Минфином России и Госстроя и Госкомпрома России [33].
Собственно экономический эффект рассчитывается по формуле:
Э=Р-3,
где Р - стоимостная оценка результатов реализации изделия в руб;
3 - стоимостная оценка затрат на разработку, производство, реализацию изделия в руб.
При этом Р может быть рассчитана как стоимость производственной продукции в виде:
Р = • и *Ц,
где N1 - производительность труда производственного рабочего, изд/год;
п - количество производственных рабочих, чел.;
Ц - цена изделия, руб.
Полные затраты на разработку и производство конкуреннтоспособного изделия (или технологии) выражается в виде:
3 Зниокр Зпр Зреал Ен (Сниокр Спр) Зреал>
где 3 - полные затраты на разработку и производство изделия в руб;
Зрем - затраты на реализацию изделий в руб;
Сниокр — себестоимость НИОКР разработки изделия за расчетный год в
руб;
Спр - себестоимость производства изделия за расчетный год в руб.
Для определения затрат на проведение НИОКР и производство конкурентоспособной машиностроительной продукции (или технологии) необходимо определить штатное расписание конструкторского подразделения или предприятия, а также трудоемкость выполняемых работ. Расчет себестоимости на проведение цикла "НИОКР - производство" осуществляется калькуляционным методом.
Процентные ставки основных статей расхода (дополнительная зарплата, отчисления на соцстрах, накладные) приведены в предыдущем разделе и заимствованы из отраслевых показателей предприятий машиностроительного комплекса Башкортостана [35].
2.3.2. Оценка целесообразности реализации проекта производства конкурентоспособных машиностроительных изделий
Целесообразность проекта организации производства
конкурентоспособной машиностроительной продукции (или технологии) может быть определена в результате расчета срока его окупаемости.
Срок окупаемости может бьггь представлен в виде[34]:
где АК - капиталовложения, необходимые для организации производства изделий, равные затратам на разработку и производство этих изделий в руб;
Э - годовой экономический эффект от внедрения в производство изделий
в руб;
При этом может быть также рассчитан коэффициент экономической эффективности как
Расчетный коэффициент экономической эффективности капиталовложений должен превышать нормативный коэффициент равный 0,15. Если расчетный коэффициент, например, равен 3, т.е. Ер = 3,0, то это означает, что на каждый рубль, вложенный в производство конкурентоспособного машиностроительного изделия (или технологии) можно получить доход в 3 рубля, или обеспечить прибыль равную 2 рублям.
По завершению расчетов можно сделать вывод об экономической целесообразности предлагаемого проекта реализации программы организации производства конкурентоспособной машиностроительной продукции (или технологии).