Тема 1.4. Резервы повышения эффективности производства. (для самостоятельного изучения)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие и значение экономических резервов.

2. Виды экономических резервов.

3. Элементарные способы подсчета экономических резервов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под хозяйственными резервами?

2. Перечислите основные способы определения величины резервов и дайте им краткую характеристику.

3. Назовите и поясните основные принципы поиска резервов.

Определите резервы повышения эффективности производства.

Задание 1.4.1.

Рассчитайте резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции.

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема производства.

Вид продукции V продаж фактический, шт. V продаж возможный, шт. Резерв ­ V продаж, шт. Фактическая прибыль на единицу продукции, руб. Резерв ­ суммы прибыли, руб.
А 15 000 15 500   1 200  
Б 28 000 29 000   2 000  
В 6 000 6 100    
Итого * * * *  

Задание 1.4.2.

Рассчитайте резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции.

Резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции.

Вид продукции Себестоимость единицы продукции фактическая, руб. Себестоимость единицы продукции возможная, руб. Резерв снижения себестоимости единицы продукции, руб. Планируемый V продаж, шт. Резерв ­ суммы прибыли, руб.
А 5 000 4 800   15 500  
Б 8 500 8 100   29 000  
В 3 500 3 400   6 100  
Итого * * * *  

Задание 1.4.3.

Обобщите резервы увеличения суммы прибыли, определенные в заданиях 1.4.1. и 1.4.2.

Резервы роста прибыли под влиянием различных факторов, руб.

Источник резервов Вид продукции Всего
А Б В
Увеличение объема продаж        
Снижение себестоимости продукции        
Повышение качества продукции 50 000 - 15 000  
Итого        

Задание 1.4.4.*

На основании приведенных данных определите резерв снижения себестоимости единицы продукции:

● фактическая себестоимость изделия, руб. 500

в том числе переменные затраты, руб. 300

● фактический объем производства, шт. 2 000

● резерв увеличения производства продукции, % 5

● резерв снижения общей суммы затрат, % 10

● дополнительные затраты на освоение резерва увеличения выпуска продукции, руб. 30 000

Раздел 2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 1.2. Анализ производства и реализации продукции.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.

2. Анализ ритмичности работы предприятия.

3. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи анализа производства и реализации продукции?

2. Охарактеризуйте в целом методику анализа производства и реализации продукции.

3. Как анализируется динамика и выполнение плана производства и реализации продукции?

4. Что представляет собой риск невостребованной продукции? Назовите внутренние и внешние причины его возникновения и управленческие решения по его нейтрализации.

5. Что такое структура продукции и как она влияет на экономические показатели деятельности предприятия? Выгодны ли изменения в структуре производства для предприятия? В каких случаях?

6. Как проводится анализ положения товаров на рынках сбыта?

7. Назовите обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

8. Как оценивается конкурентоспособность продукции?

9. Изложите методику анализа ритмичности работы предприятия.

10. Назовите факторы изменения объема реализации и производства продукции.

11. Перечислите основные резервы увеличения объема производства и реализации продукции. Как определить их величину?

Проведите анализ производства и реализации продукции, наметив дальнейшие перспективы.

Задание 2.1.1.

Проанализируйте темпы роста объема производства и реализации продукции.

Динамика производства и реализации продукции.

Годы Показатель 2006 г. 2007 г. 2008г. 2009 г. 2010 г.
Объем производства в текущих ценах, тыс. руб.   112 500   115 875   113 560   119 238   135 000
Объем реализации в текущих ценах, тыс. руб.   110 200   116 000   115 000   118 000   130 000
Индексы цен 1,0 1,05 1,12 1,14 1,18
Объем производства в ценах базисного года, тыс. руб.            
Объем реализации в ценах базисного года, тыс. руб.          
Темпы роста производства, % базисные          
цепные          
Темпы роста реализации, % базисные          
цепные          

Задание 2.1.2.

Проанализируйте ритмичность выпуска продукции. Укажите возможные причины аритмичности.

Исходные данные для анализа ритмичности производства продукции.

  Показатель Декады
1-я 2-я 3-я
план факт план факт план факт
Объем производства продукции, шт. 1 800 1 830 1 800 1 750 1 750 1 710
Удельный вес, %            

Задание 2.1.3.

Проанализируйте изменения в структуре произведенной продукции и влияние данного фактора на объем выпуска продукции в стоимостном выражении.

Анализ структуры произведенной продукции.

    Вид продукции Плановая цена 1 т, тыс. руб. Объем производства, т Структура продукции, k
план факт план факт Абсолютное отклонение, (+,-)
Конфеты шоколадные 6 000 8 000      
Конфеты карамель 4 000 3 000      
Итого -    

Задание 2.1.4.

Проанализируйте влияние факторов на изменение объёма реализации продукции за отчётный год,

Факторный анализ объема реализации продукции, тыс. руб.

Показатель План Отчёт Влияние факторов на объём реализации, (+,–)
Остаток готовой продукции на начало года  
Выпуск товарной продукции  
Остаток готовой продукции на конец года  
Реализация продукции за год      

Наши рекомендации