Механизм установления равновесия
Есть 2 основных варианта: 1) избыток; 2) дефицит товара.
Избыток – это такая ситуация на рынке когда величина предложения товара при данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, т е борьба за покупателя. В выигрыше остается тот кто предлагает более выгодные условия реализации товара.
Дефицит – в этом случает величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникают соревнования уже между покупателями (возможность приобрести дефицитный товар). Побеждает тот кто предлагает большую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение на товар. И тем самым система возвращается в состояние равновесия. Таким образом цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулирует расширение производства и предложение товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишки.
Установление рыночного равновесия со стороны спроса.
Предположим что равновесии на рынке было нарушено под воздействием каких либо факторов. Например, рост доходов, т е произошло увеличение спроса и в результате его крива сместилась из D1 в D2 , а предложение осталось неизменным.
Если цена данного товара не сместилась сразу после смещения кривой спроса, то всегда за ростом спроса возникает ситуация, когда при прежней цене Р1 количество товаров, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (Qd) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (Qs). Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает превышение дефицита товара в размере
Df = Qd-Qs.
Дефицит товара приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к увеличению цен.
По законам приобретения, реакцией продавцов на повышение цены будет – увеличение объема предлагаемого товара. И на графике это –передвижение точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2. И будет достигнуто новое равновесие данного рынка (Е2) с равновесным количеством товара (Q2) и равновесной цене (P2).
Нарушение рыночного равновесия со стороны предложения.
Предположим что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения в результате кривая сместится вправо из положения S1в S2 , а спрос остался неизменным.
При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1), предложение приведет к избытку товара в размере: .
В результате возникает конкуренция приводящая к снижению рыночной цены с Р1 до Р2, и росту объема продаваемого товара(это перемещение точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения). Что приведет к установлению нового равновесия Е2. С параметрами Q2 и Р2. Аналогично выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товара уменьшением спроса и уменьшением предложения.
4 правила взаимодействия спроса и предложения:
1) Увеличение спроса возникает спрос равновесной цены и равновесного количества товара
2) Уменьшение спроса возникает падение и равновесной цены и равновесного объема товара.
3) Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.
4) Сокращение предложения влечет к увеличению равновесной цены и уменьшение равновесного количества товара.
Возвращение цены к рыночному равновесному уровню могут препятствовать следующие обстоятельства:
1) Административное регулирование цен.
2) Монополизм производителя, позволяющий удерживать монопольную цену которая может быть как искусственно завышена, так и занижена.
Эластичность спроса
Для определения скорости изменения спроса и предложения товара на рынке, экономисты ввели понятие эластичность. Впервые ввел Альфред Маршал.
Эластичность – это процент изменения величины 1 переменной в результате изменения на 1 единицу величины другой переменной.
Таким образом эластичность показывает на сколько процентов изменится 1 переменная экономическая величина при изменении другой на 1 %. Эластичность спроса необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов.
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цены.
Виды эластичности спроса:
1) Спрос единичной эластичности – когда однопроцентное повышение цены вызывает 1% понижение спроса на товар. Это означает, что на рынке сложена четко равновесная цена и нарушать ее не рекомендуют.
2) Неэластичный спрос – это означает что понижение цены на 1% вызвало увеличение спроса менее чем на 1%. Т е объем продаж изменяется не значительно. И это товары первой необходимости.-
3) Эластичный спрос - считается таковым, если при незначительном понижении цен существенно возрастает объем продаж (товары роскоши).
4) Бесконечно эластичный спрос – имеется только 1 цена по которой потребители покупают товар (лекарства).
5) Совершенно неэластичный – когда приобретается нефиксированное количество товара независимо от их цены.
Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса.
Показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Эластичность спроса возрастает при наличии товаров заменителей. Чем больше заменителей, тем более эластичным является спрос и понижается при повышении спроса потребителя на данный товар. Т е степень эластичности тем ниже чем более необходим товар.
Где дельта Q изменение величины спроса (%)
Дельта Р – изменение цены (%)
Индекс Р значит что эластичность рассматривается по цене.
Показатель ценовой эластичности для всех товаров отрицательная величина, т е если цена товара снижается, то величина спроса растет и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется противоположная величина и знак – опускается. Факторы влияющие на эластичность: 1) доходы потребителей, 2) цены на сопряженные товары и т
Эластичность спроса по доходам.
Понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории нормальных. При снижении доходов потребителей и росте спроса на товар, товар относится к категории низших. Изменения эластичности по доходам показывает относится ли товар к категории нормальных или низших. Отношение эластичности спроса равна отношению процентного изменения отношения спроса на товар к % изменению дохода.
Где – коэффициент Э.С. в зависимости от дохода.
Q1 , Q 2 – величина спроса до и после изменения дохода.
I0, I1 – доход покупателей до и после изменения.
На эластичность спроса большое влияние оказывает, наличие на рыке большого количества товарозаменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателей возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.
Перекрестная эластичность.
Это понятие используется для определения степени влияния, изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар(подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на барадинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба).
Перекрестная эластичность – это зависимость спроса от товаров взаимозаменяющих и товаров взаимодополняющих.
Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного отношения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В.
Значение коэффициента зависит от того какие товары рассматриваются.
Величина спроса будет изменяться в направлении противоположном изменению цены. Таким образом определив значение коэффициента перекрестной эластичности можно узнать считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимодополняемыми и соответственно как изменение цены на 1 вид продукции который производится 1 фирмой может отразиться на спрос на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут принять решения фирме в ценовой политике на выпускаемую продукцию.