Тема 15: Канцелярские товары
Практическое занятие 1
Изучение ассортимента, определение качества изделий из бумаги и картона
Цель работы: Изучить ассортимент и потребительские свойства качества изделий из бумаги и картона.
Оборудование и материалы:образцы изделий из бумаги и картона, линейка миллиметровая, весы технические, рейсфедер, стандарты.
Общие сведения
В группу школьно-письменных и канцелярских товаров входят бумага и картон, школьно-письменные товары и товары канцелярского назначения.
Бумага и картон. Бумага - материал, состоящий преимущественно из растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители. Масса 1 м2 бумаги - до 250 г. Бумагу, имеющую массу более 250 г/м2, называют картоном.
. Качество бумаги и картона характеризуется потребительскими свойствами, показатели которых регламентируются стандартами. Важнейшими из этих свойств являются состав волокнистых полуфабрикатов, масса 1 м2, толщина, плотность, гладкость, степень проклейки, зольность, белизна и сортность. Бумага и картон также характеризуются прочностью на разрыв, линейной деформацией при увлажнении и высыхании, прозрачностью, воздухопроницаемостью и другими свойствами.
Классификация и ассортимент изделий из бумаги и картона. В зависимости от назначения бумагу подразделяют на группы: бумага для печати, декоративная бумага, бумага для письма, машинописи, черчения и рисования, электротехническая бумага, упаковочная и оберточная бумага, светочувствительная бумага, бумага для изготовления папирос и сигарет, промышленно-техническая бумага разного назначения и другие группы.
Картон по назначению может быть переплетным, упаковочным, обувным, электротехническим и др.
Бумагу каждой группы подразделяют на виды, а виды - на номера и марки в зависимости от технических характеристик и потребительских свойств.
Вырабатывают бумагу и картон в рулонах, бобинах и листах. Размеры листов бумаги для непосредственного использования устанавливают стандартной системой потребительских форматов. В соответствии с действующим стандартом предусмотрено три ряда форматов: А, В и С. Ряд формата А считается основным, ряд В применяют в исключительных случаях, а ряд формата С -вмелкоформатных изделиях (конверты, папки, бланки и др.).
Формат обозначают буквой ряда и цифрой, показывающей, сколько раз исходный формат ряда разделен на две равные части. В качестве исходных форматов листов бумаги взяты следующие размеры (в мм): АО-841 х 1189, ВО-1000 х 1414, СО-917 х 1297.
Последующее деление исходных форматов бумаг производят по большей стороне листа, получая производные форматы.
Бумагу для письма, машинописи, ксерокопирования, черчения и рисования выпускают в виде писчей, цветной писчей, тетрадной, почтовой, машинописной, копировальной, чертежной, прозрачной чертежной, ватмана, бумажной кальки, масштабно-координатной и рисовальной бумаги.
Декоративная бумага, имеющая окрашенную гладкую крепированную поверхность либо поверхность, имитирующую бархат, мрамор, кожу или полотно, применяется для отделки бумажно-беловой и картонажной продукции, а также в декоративно-прикладном творчестве.
Картон переплетный и прессшпан (сильно уплотненный картон) используют для изготовления альбомов, блокнотов, папок и других изделий.
Задание 1. Изучите ассортимент изделий по образцам.
1.Запишите в тетради признаки группировки изделий из бумаги и картона.
2.Дайте характеристику четырех-пяти изделий разных наименований по форме
Таблица 45
№ п/п | Наименование изделия | Вид бумаги, из которой изготовлено изделие | Объем, листы | Формат, мм | Переплет | Отделка | Линовка | |
Материал | Способ крепления блокнотов к крышкам | |||||||
Задание 2. Изучите по стандартам показатели качества изделий из бумаги и картона.
1.Рассмотрите три-четыре образца школьных тетрадей, проверьте их основные показатели и сравните с нормами стандарта ГОСТ 12063—75. Результаты запишите по форме:
Таблица 46
Наименование показателей | Норма ГОСТа | Фактические показатели образцов | |||
1-го | 2-го | 3-го | 4-го | ||
Размер, мм Объем листы Волокнистый состав, % Вид линовки Количество строк(станов)на странице Расстояние между строками, мм Ширина верхнего поля, мм Ширина нижнего поля, мм Ширина бокового поля, мм Расстояние между наклонными линиями, мм Материал обложки |
2. Определите степень проклейки бумаги.
3. Проверьте качество линовки, обреза и скрепления тетрадей.
4. Пользуясь ГОСТ 12050—74 «Бумага тетрадная», проверьте качество бумаги тетрадей:
а) установите массу 1 м2 и сорность бумаги;
б) отметьте наличие складок, морщин, матовых и залощенных полос, пятен, надрывов, отверстий.
Сравните полученные данные с требованиями ГОСТ 12063— 75 «Тетради школьные» и дайте заключение о качестве тетрадей.
Задание 3. Подберите изделия из бумаги и картона для первоклассника, учащихся 8—10-х классов, для бухгалтерии торга. Дайте характеристику этих изделий и проверьте их цену.
Содержание отчета
Ознакомится с общими сведениями.
По образцам изучить ассортимент и потребительские свойства качества изделий из бумаги и картона.
Ответить на вопросы и результаты исследований и выводы занести в рабочую тетрадь. Сформулировать выводы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем по составу различаются тушь и чернила, гуашь и акварельные краски?
2. Назовите гарантийные сроки эксплуатации авторучек и механических карандашей.
Рекомендованная литература: [10.- С.728-730.]