Назначение и производство отдельных видов судебных экспертиз

Тема 11. Производство «традиционных» криминалистических экспертиз

Вопросы для самоподготовки:

1. Трасология. Понятие, виды трасологических экспертиз. Объекты трасологической экспертизы.

2. Задачи трасологического исследования. Способы решения экспертных задач.

3. Дактилоскопия. Понятие дактилоскопической экспертизы. Объекты дактилоскопической экспертизы. Задачи дактилоскопического исследования. Способы решения экспертных задач.

4. Экспертное исследование оружия и следов его применения. Судебная баллистика.

5. Технико-криминалистическое исследование документов. Объекты экспертизы. Задачи исследования. Способы решения экспертных задач.

6. Объекты и задачи почерковедческой экспертизы.

7. Методы автороведческого исследования: метод количественной оценки признаков письменной речи (статистический анализ); метод комплексной качественно-количественной оценки и др. Методика проведения экспертного исследования признаков письменной речи.

Задания:

1) Изучение законодательства РФ.

2) Изучение судебно-экспертной практики.

3) Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

4) Изучение судебных решений по конкретным уголовным делам, опубликованных в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных интернет-сайтах судов общей юрисдикции РФ и в справочно-правовых системах.

5) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

6) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении трасологической, дактилоскопической, баллистической, почерковедческой, автороведческой экспертизы.

7) Подготовка к интерактивному занятию: «Каждый учит каждого: «АРМ эксперта-криминалиста».

Нормативные правовые акты РФ: 5.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-7, 9-19; к теме 11.

Тема 12. Назначение и производство судебно-биологических экспертиз

Вопросы для самоподготовки:

1. Объекты экспертного исследования следов биологического происхождения. Классификация объектов. Задачи исследования.

2. Исследование следов крови человека. Методы обнаружения следов крови на месте происшествия. Установление групповой принадлежности следов крови.

3. Генотипоскопия. Установление половой принадлежности.

4. Установление региональной принадлежности кровотечения.

5. Исследование волос человека. Структура волоса человека. Установление региональной принадлежности волоса.

6. Исследование следов спермы. Методы обнаружения следов спермы на месте происшествия.

7. Исследование следов слюны. Состав слюны. Методы обнаружения следов слюны на месте происшествия.

8. Исследование следов пота. Методы обнаружения следов пота на месте происшествия. Отбор образцов для сравнительного исследования.

Задания:

1) Изучение законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ.

2) Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ (СССР).

3) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

4) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении гемологической, генотипоскопической экспертизы, экспертизы волос, слюны, пота.

5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме деловая игра: Работа с электронными базами данных по судебным биологическим экспертизам».

Нормативные правовые акты РФ: 1, 5, 8, 19, 25.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-7, 9-19; к теме 12.

Тема 13. Возможности экспертного исследования материалов, веществ и изделий (наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, лакокрасочных покрытий, полимеров, клеев и резин, стекла, металлов, нефтепродуктов и др.)

Вопросы для самоподготовки:

1. Классификация объектов исследования материалов, веществ и изделий.

2. Понятие, классификация наркотических средств, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ. Методы исследования наркотиков. Оптическая микроскопия. Тонкослойная хроматография. Жидкостная хроматография. Газо-жидкостная хроматография. Хромато-масс-спектрометрия. ИК-спектрометрия. УФ-спектрометрия.

3. Экспертиза лакокрасочных материалов (ЛКМ), лакокрасочных покрытий (ЛКП).

4. Понятие, свойства металлов и сплавов.

5. Экспертное исследование стекла, керамики, текстильных волокон, нефтепродуктов, спиртсодержащих жидкостей.

Задания:

1) Изучение законодательства РФ.

2) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении экспертизы наркотических средств, Экспертное исследование стекла, керамики, текстильных волокон, нефтепродуктов, спиртсодержащих жидкостей, металлов и сплавов.

3) Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативные правовые акты РФ: 5, 8 9, 11, 14.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19; к теме 13.

Тема 14. Возможности взрывотехнической экспертизы

Вопросы для самоподготовки:

1. Объекты исследования взрывотехнической экспертизы.

2. Индивидуальные взрывчатые вещества и взрывчатые смеси. Метательные (пороха), бразантные, инициирующие взрывчатые вещества.

3. Пиротехнические составы. Самодельные ВВ.

4. Поражающие факторы взрыва. Понятие “тротиловый эквивалент”.

5. Понятие взрывных устройств. Части ВУ.

6. Самодельно изготовленные взрывные устройства. Обнаружение и изъятие взрывных устройств.

7. Методы исследование взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Задания:

1) Изучение законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ.

2) Изучение судебно-экспертной практики.

3) Изучение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

4) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

5) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа выполняют творческое задание: определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении экспертизы взрывчатых веществ, взрывных устройств.

6) Изучение судебных решений по конкретным уголовным делам, опубликованных в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных интернет-сайтах судов общей юрисдикции РФ и в справочно-правовых системах.

Нормативные правовые акты РФ: 1, 5, 6, 7, 29, 30.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19, к теме 14.

Тема 15. Особенности назначения и производства автотехнической экспертизы

Вопросы для самоподготовки:

1. Предмет, объект судебно-автотехнической экспертизы.

2. Судебная экспертиза механизма и обстоятельств ДТП (исследование столкновений транспортных средств (ТС), наезда на стоящий транспорт и неподвижное препятствие, исследование наезда на пешехода, исследование устойчивости и управляемости ТС, маневра, объезда, обгона).

3. Экспертиза технического состояния ТС (установление причин и времени возникновения неисправностей, выявление влияния обнаруженных неисправностей на возникновение и развитие ДТП и т.д.).

4. Транспортно-трасологическая экспертиза (исследование следов колес ТС, осколков светосигнальных приборов и частей отдельных деталей ТС на предмет установления модели ТС, исследование маркировочных данных ТС).

5. Перечень исходных данных, необходимых для производства автотехнической экспертизы.

Задания:

1) Изучение законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ.

2) Изучение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

3) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

4) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении автотехнической экспертизы, транспортно-трасологической экспертизы.

5) Подготовка к диспуту: «Возможности оптимизации установления связи обстоятельств ДТП и технического состояния автомобиля».

Нормативные правовые акты РФ: 1, 5, 6, 7, 29.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19, к теме 15.

Тема 16. Экспертное исследование голоса, звуковой среды, условий,

материалов и средств звукозаписи.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие, объекты фоноскопической экспертизы. Правила отбора образцов для фоноскопического исследования.

2. Идентификационные признаки устной речи. Органы речи.

3. Методы фоноскопического исследования. Лингвистический анализ. Акустический анализ. Спектральный анализ.

4. Содержание и ход фоноскопической экспертизы.

5. Оценка результатов фоноскопического исследования.

6. Составление экспертного заключения.

Задания:

1) Изучение законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ.

2) Изучение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.

3) Изучение судебных решений по конкретным уголовным делам, опубликованных в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных интернет-сайтах судов общей юрисдикции РФ и в справочно-правовых системах.

4) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

5) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении фоноскопической экспертизы.

6) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме «Презентация модели резолютивной части судебного решения, вынесенного в связи с истечением сроков давности, установленных ст.ст.78 или 94 УК РФ».

Нормативные правовые акты РФ: 1, 5, 6, 7, 8.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19, к теме 16.

Тема 17. Возможности и проблемы криминалистической экспертизы запахов (одорологической экспертизы).

Вопросы для самоподготовки:

1. Исследование следов запаха. Понятие запаховых следов.

2. Обнаружение запаховых следов на месте происшествия.

3. Содержание одорологического исследования.

4. Использование биодетекторов запаховых следов.

Задания:

1) Изучение законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ.

2) Изучение постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистий и о порядке их применения.

3) Изучение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.

4) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

5) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют вид назначаемой экспертизы, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении экспертизы запаховых следов.

6) Подготовка к деловой игре на тему: «Обнаружение, изъятие запаховых следов человека. Назначение и производство экспертиз запаховых следов»

Нормативные правовые акты РФ: 1, 5, 6, 26, 27.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19, к теме 17.

Тема 18. Компьютерно-техническая экспертиза: понятие, объекты, перспективы развития.

Вопросы для самоподготовки:

1. Экспертные исследования программных, сетевых, технических компьютерных средств.

2. Задачи компьютерно-технической экспертизы, способы их решения.

3. Экспертиза средств новых информационных технологий.

4. Особенности назначения компьютерно-технических экспертиз при расследовании преступлений.

Задания:

1) Изучение законодательства.

4) Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

3) Изучение и конспектирование научной и учебной литературы.

5) По предложенным преподавателем фабулам студенты на основе их анализа определяют виды назначаемых экспертиз, формулируют вопросы на разрешение эксперта и определяют, какие объекты подлежат направлению на экспертизу.

Составить постановления о назначении экспертизы программных, сетевых, технических компьютерных средств.

6) Подготовка к промежуточному контролю зачету (темы 1-18).

Нормативные правовые акты РФ: 5, 6.

Материалы судебной практики: по указанию преподавателя.

Основная литература: 1-7.

Дополнительная литература: 1-6, 8-19, к теме 18.

Наши рекомендации