Рынок молока в Калуге: «ловушка для совхозов»

Адаптация российских предприятий к рыночным условиям в первые годы экономической либерализации протекала нелегко. Одной из причин было отсутствие традиции и навыков сбора и использования информации о ценах и спросе, что существенно снижало ценовую конкуренцию. Роль государственных регулирующих органов в сборе и распространении информации на начальном этапе либерализации была чрезвычайно велика. Продуманная целенаправленная политика в области информации позволяла резко и быстро повысить эффективность конкуренции на товарных рынках. Примером может служить организованная Министерством сельского хозяйства России система информирования продавцов молока - сельскохозяйственных предприятий - в Калужской области.

Молокозаводы - основные покупатели молока у сельскохозяйственных предприятий - в условиях низкой конкуренции благодаря неинформированности сдатчиков молока о ценах обладали монопсонической властью. Они проводили крайне негибкую ценовую политику, пересматривая цены (в 1992 году с его гиперинфляцией) лишь однажды в квартал. За считанные месяцы ситуация изменилась благодаря организации сбора информации о потенциальных покупателях молока и предлагаемых ими закупочных ценах и предоставлению ее сельскохозяйственным предприятиям. Государству удалось повысить конкуренцию на рынке и усилить ее эффективность только за счет столь «неосязаемого» блага, как вовремя предоставленная информация. Молочные заводы-покупатели молока быстро утратили свое квазимонопольное положение, закупочные цены на молоко в Калужской области выровнялись и, конечно, пересматривались по крайней мере раз в 2-3 дня.

Источник:Серова Е.В., Мелюхина О.А. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственных продуктов // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -С. 67-76.

Асимметричная информация о качестве служит одним из основных типов «провалов рынка». Она служит одним из главных факторов неэффективности конкурентного рынка для товаров, чье качество невозможно определить до потребления: острота ценовой конкуренции, присущая рынку с отсутствием монопольной власти, с одной стороны, требует стандартизации товаров разных продавцов, при которой невозможно разграничить товары разного качества; с другой стороны, вытесняет с рынка товары с более высокими издержками производства - то есть товары высокого качества. В свою очередь, разграничение товаров разных продавцов фактически создает особый тип дифференциации продукта на рынке, и, таким образом, мы видим, что решение проблемы «рынка лимонов» сопряжено с созданием монопольной власти. Асимметричная информация создает основы квазимонопольного поведения на рынках даже с достаточно большим числом продавцов.

Асимметричная информация о ценах снижает эффективность ценовой конкуренции и дает возможность получать продавцам экономическую прибыль по крайней мере в краткосрочном периоде. Расходы на информацию, как и расходы на предоставление сигналов о качестве, могут повышать барьеры входа на рынок для новых фирм.

* * *

Анализ проблем асимметричной информации в мировой теории восходит к модели «рынка лимонов» Дж.Акерлофа [1]. Исследования, развивающие анализ проблемы, можно условно разделить на две группы: анализ последствий несовершенства информации на разных рынках и изучение возможности и эффективности различных типов сигналов о качестве.

Модели, показывающие влияние асимметрии на рыночное равновесие и его эффективность, стали неотъемлемой частью анализа не только продуктовых рынков, но и финансового рынка, рынка страховых услуг, рынка труда, а также проблем, связанных с государственным регулированием. «Негативный отбор» (adverse selection) и проблема неконтролируемых действий контрагента (hidden action problem) на финансовом рынке проанализированы Стиглицем и Вайссом [22]. Было показано, что в условиях асимметричной информации об уровне ожидаемой доходности инвестиционных проектов и риска у разных заемщиков равновесие на рынке может быть сопряжено с дефицитом кредитных ресурсов: при равновесной (в рамках модели полной и симметричной информации) ставке процента объем спроса на кредиты со стороны потенциальных заемщиков превысит объем их предложения банками. Возможности использования различных дополнительных условий контрактов в качестве сигнала были проанализированы Бестером [7]. Проблеме оптимальных контрактов на финансовом рынке в условиях неполной информации посвящена статья Уильямсона [23]. Влияние асимметричной информации на формирование макроэкономического равновесия показано Бернанке [6].

Риск недобросовестности контрагента, подталкивающий страховые компании к использованию контрактов неполного возмещения потерь, проанализирован Гроссманом и Хартом [9]. «Негативный отбор» на рынке страховых услуг и возможности разрешения этой проблемы с помощью «контрактов лакмусовой бумажки» (revealing contracts) рассмотрены Ротшильдом и Стиглицем [19].

Модель, рассматривающая образование как сигнал на рынке труда, решающий проблему «негативного отбора», принадлежит Спенсу [21]. Эффективная заработная плата, превышающая резервационную цену труда, как способ избежать последствия неконтролируемости действий контрагента, проанализирована Шапиро и Стиглицем [20], а также Акер-лофом [4] и Йеллен [11].

Воздействие асимметричной информации на эффективность государственного регулирования, когда контракт, предлагаемый регулирующим органом, должен решить проблему выявления типа производителя (например, наличие преимущества в издержках одного из них), исчерпывающе проанализировано Лаффонтом и Тиролем [14]. В их книге можно найти хороший обзор литературы по проблеме.

Важным направлением анализа проблем асимметричной информации служит теория сигналов, частично охарактеризованная выше. Первыми работами, сформировавшими традиции исследования в этой области, стали статьи Нельсона [16; 17]. Он первым предложил анализировать рекламу вне ее информативного содержания (см. выше), просто как сигнал определенного уровня качества товара продавца. Модель Нельсона впоследствии формализовалась, уточнялась и дополнялась. Килстрем и Риордан [13] сформулировали условия, при которых реклама может или не может служить сигналом высокого качества и способом приобретения репутации. Бэгвелл и Риордан [5] предложили аналогичное условие для цен товаров, обратив особое внимание на их динамику. Милгром и Роберте [15] объяснили использование фирмой в качестве сигналов комбинации ценовой и рекламной политики.

Помимо взаимодействия продавцов с покупателями, асимметричная информация играет важную роль при определении стратегического взаимодействия продавцов между собой. Асимметричная информация об издержках, остаточном спросе на товар конкурента, его прибыли и т. д. может оказать существенное влияние на рыночную политику фирм. Этим проблемам посвящена работа Крепса и Уильсона [12].

Эмпирические исследования в области асимметричной информа­ции не столь обширны. Одна из немногих работ [8] рассматривает влияние асимметричной информации на формирование принципа продвижения сотрудников по служебной лестнице. Другая [24] посвящена регулированию водоочистки в Калифорнии. Волак обнаружил, что асимметричная информация о производительности и издержках при прочих равных условиях ведет к снижению выпуска на 10% по сравнению с уровнем, равновесным при выполнении предположения о симметричной информации. Таким образом предложена методика измерения потерь от неполноты информации.

Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / В сб. THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104.

2. Haйm Ф. Понятие рынка и неопределенности / В сб. THESIS. 1994. Вып. 5. С. 12-28.

3. Стиглер Дж. Экономическая теория информации. В сб. «Теория фирмы». Спб, 1995. С. 507-529.

4. Akerlof G. Labour Contracts as Partial Gift Exchange // Quarterly Journal of Economics. 1982, vol. 97, pp. 543-569.

5. Bagwell K. and M.H.Riordan. High and Declining Prices Signal Product Quality // American Economic Review. 1991, vol. 81, pp. 224-239.

6. Bernanke B.S. and M. Gertler. Agency Costs, Net Worth and Business Fluctuations // American Economic Review. 1989, vol. 79, pp. 14-31.

7. Bester H. Screening versus Rationing in Credit Markets with Imperfect Information // American Economic Review, 1985, vol.75, pp. 850-855.

8. Bourguignon F. and P.A.Chiapppori. Executives' Promotion in an Internal Labour Market: An Econometric Analysis, Essays on Honor of Edmond Malinvaud, vol.3, Cambridge, Mass., MIT Press, 1990, pp. 25-49.

9. Grossman S. and O.Hart. An Analysis of the Principal-Agent Problem // Econometnca.1983. vol.52, pp. 1-45.

10. Hillier В. The Economics of Asymmetric Information, London, Macmillan Press, 1997.

11. Yellen J.L. Efficiency-Wage Model of Unemployment// American Economic Review.1984. vol. 74, pp. 200-205.

12. Kreps D.M. and R. Wilson. Reputation and Imperfect Information//Journal of Economic Theory. 1982, vol.27, pp. 253-279.

13. Kihlstrom R.E. and M.H.Riordan. Advertising as a Signal //Journal of Political Economy. 1984, vol.92, pp. 427-450.

14. LaffontJJ., Tirole J. A Theory of Incentives in Procurement and Regulation. Cambridge, Mass., MIT Press, 1993.

15. Milgrom P. and J.Roberts. Price and Advertising Signals of Product Quality //Journal of Political Economy. 1986, vol.76, pp. 796-821.

16. Nelson P. Information and Consumer Behaviour // Journal of Political Economy. 1970, vol.78, pp. 311-329.

17. Nelson P. Advertising and Information //Journal of Political Economy. 1974, vol.84, pp. 427-450.

18. Phlips L. The Economics of Imperfect Information. Cambridge, Cambridge Univ.Press, 1988.

19. Rotschild M. and StiglitzJ.E. Equilibrium in Competetive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. 1976, vol. 90, pp. 629-650.

20. Shapiro C. andJ.E.Stiglitz. Equilibrium Unemployment as s Worker Discipline Device // American Economic Review. 1984, vol. 74, pp. 433-444.

21. Spence A.M. Job Marketing Signalling // Quarterly Journal of Economics. 1973, vol. 87, pp. 355-374.

22. StiglitzJ.E. and Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American Economic Review. 1981, vol. 71. pp. 407-430.

23. Williamson S.D. Costly Monitoring, Financial Intermediation and Equilibrium Credit Rationing//Journal of Monetary Economics. 1986, vol. 18, pp. 159-179.

24. Wolak F. And Econometric Analysis of the Asymmetric Information, Regulator-Utility Interaction // Annales s'Economie et de Statistique. 1994, pp. 13-69.

Глава 6

Наши рекомендации