Тема 9. Стратегический и оперативный контролинг на предприятии
1. Контролинг на предприятии: основные понятия и определения.
2. Методы контролинга.
3. Сущность и содержание оперативного контролинга.
4. Сущность и содержание стратегического контролинга.
5. Общность и различия стратегического и оперативного контролинга.
6. Информационная база контролинга.
Основная литература:
1. Экономика предприятия: учебник для вузов – / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
2. Адамчук, А.М. Экономика предприятия: учебн. пособие / А.М. Адамчук. – 3-е изд., испр. и доп. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006.
3. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник. – М. : «Дашков И.К.», 2005.
Дополнительная литература:
1. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. проф. О.И. Волкова, О.В. Девяткина.З-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА - М,2002.
2. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учебное пособие для вузов / под ред. В.А.Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия : курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 280 с.
4. Грибов, В.Д. Экономика организаций (предприятия) : учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – М. : КноРус, 2008. – 416 с.
Тема 10. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия
1. Маркетинговая система предприятия как подсистема управления предприятием.
2. Информационная взаимосвязь маркетинговых планов с планами производства.
3. Вывод на рынок новой продукции.
Основная литература:
1. Выварец, А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
2. Экономика предприятия: учебник для вузов – / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
3. Адамчук, А.М. Экономика предприятия: учебн. пособие / А.М. Адамчук. – 3-е изд., испр. и доп. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006.
Дополнительная литература:
1. Кнышова, Е.Н. Экономика организации : уче. / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
2. Коноплев, С.П. Экономика организаций (предприятий) : учеб. / С.П. Коноплев. – М. : Проспект, 2008. – 160 с.
3. Мокий, М.С. Экономика организации (предприятия): курс лекций : учеб. пособие / М. С. Мокий. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Экзамен, 2007. – 254 с.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цель самостоятельной работы – выработать умение самостоятельного изучения учебной и научной литературы, анализировать изучаемый материал, выделять главное и второстепенное, обобщать и делать правильные выводы и реферативно излагать основное содержание литературных источников.
На самостоятельную работу студентов выносятся те темы и разделы курса, которые достаточно полно изложены в рекомендуемой учебной литературе.
В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить предлагаемую литературу по темам, выполнить задания и ответить на поставленные вопросы, составить краткий конспект.
Тема 1. Предприятие в конкурентной среде
1. Назовите цель создания и функционирования предприятия.
2. Обозначьте производственные и рыночные связи предприятия.
3. Конкуренция и предприятия.
4. Дайте определение предпринимательской деятельности предприятия.
5. Опишите внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
6. Дайте понятие конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции.
7. Приведите методы расчета конкурентоспособности продукции
8. Перечислите факторы конкурентоспособности продукции.
9. Определите взаимосвязь между конкурентоспособностью продукции и коммерческим успехом предприятия.
Тема 2. Потенциал предприятия
1. Опишите сущность и состав факторов производства.
2. Расскажите об основных производственных фондах.
3. Дайте определения износа и амортизации основных производственных фондов.
4. Приведите показатели использования основных производственных фондов.
5. Расскажите о производственной мощности предприятия.
6. Расскажите об оборотных средствах предприятия.
7. Приведите показатели использования оборотных средств.
Тема 3. Затраты и себестоимость продукции и услуг
1. Дайте понятия издержек производства и себестоимости продукции.
2. Приведите классификацию затрат на производство продукции: по виду производства, по виду продукции, по виду расходов, по месту возникновения затрат.
3. Расскажите о калькулировании себестоимости продукции.
4. Раскройте методы калькулирования: прямого счета, нормативного, расчетно-аналитического.
5. Назовите порядок разработки сметы затрат на производство.
6. Назовите показатели, факторы и методы обоснования снижения затрат на производство продукции.
7. Как осуществляется планирование снижения себестоимости продукции?
8. Приведите зарубежный опыт определения издержек производства.
Тема 4. Структура затрат и их оптимизация
1.В чем суть динамики уровня затрат на производство?
2. Опишите эффект масштаба и экономии на условно-постоянных издержках.
3. Укажите на зависимость суммы прибыли от объемов производства и реализации продукции.
4. Дайте определения дохода и эффекта деятельности предприятия.
5. Назовите показатели, факторы и методы обоснования снижения затрат на производство продукции.
6. Как осуществляется планирование снижения себестоимости?
7. Назовите пути снижения затрат на производство продукции.