I. природе возникновения
II. характеру воздействия,
III. возможности количественного измерения.
I. 1. экономические: экономическая ситуация в стране, инфляция, объем продовольственных ресурсов, денежные доходы населения, цены на товары и т.д.
1. социальные: социальная политика государства (школьное питание), уровень жизни населения, культура потребления, эстетические вкусы.
2. демографические: общая численность населения, состав, средний состав семьи, соотношение между сельским и городским населением, процессы миграции населения.
3. природно-климатические: температура воздуха, сезонность потребления товаров, географические условия.
4. национально-исторические: традиции, обычаи, привычки.
II. 1. общие: т.е. которые оказывают влияние на все процессы развития спроса: уровень доходов, численность населения, цены.
1. специфические: влияют на развитие спроса по отдельным видам продукции. Например, специфические требования различных групп потребителей на продукцию ОП, т.е. дети, пенсионеры, молодежь, туристы и т.д.
III. 1. количественно-измеряемые;
2. неподдающиеся количественной оценке и влияющие косвенно: рекомендации врачей, предпочтения, вкусы и т.д.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды:
1. реализованный спрос – спрос, который, будучи предъявленным, будет удовлетворен в результате обмена денег на продукцию и услуги (это объем продаж);
2. неудовлетворительный – возникает в результате отсутствия в продаже товаров (услуг) – это та часть фактически предъявляемого населением спроса, которая не будет реализована по каким-либо причинам (отсутствие необходимой продукции, высокие цены, низкое качество продукции). Данный спрос определяется путем специальных исследований, анкетирования, оценкой специалистов и экспертов.
3. формирующийся спрос – спрос, в основном, на новые виды товаров и представляет собой совокупность новых требований потребителя. Например, формирующийся спрос на кулинарную продукцию национальных кухонь, на определенные виды морепродуктов и т.д.
Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой.
Вопрос 4. Определение общего объема спроса населения.
Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворенного спроса и миграцией денежных средств.
Покупательный фонд населения – расчетный показатель, который представляет собой часть денежных доходов населения, предназначенных для покупки товаров и оплаты услуг. Этот показатель рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения.
Данный баланс разрабатывается как по республике в целом, так и по отдельным регионам. В нем отражается размер и источники денежных доходов, размер и структура расходов денежных средств населения.
Источниками информации для составления этих балансов являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, народно-хозяйственные планы по отраслям, государственный бюджет, кассовые планы банков и другие документы.
Баланс обычно разрабатывают за три периода:
· прошлый год,
· отчетный год,
· планируемый год,
что позволяет изучить показатели баланса в динамике.
Таблица 2 - Баланс денежных доходов и расходов населения.
Денежные доходы | Денежные расходы |
1.Оплата труда рабочих служащих и колхозников, в т.ч.: а. зарплата, б. оплата труда работников кооперативов, в. доходы рабочих и служащих от предприятий, организаций, кроме зарплаты, г. денежные доходы от колхозов. 2. Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства. 3. Пенсии, пособия, стипендии. 4. Поступления из финансовой системы (выигрыши по лотереям, займы и т.д.). 5. Доходы населения от официально учтенной предпринимательской и иной деятельности. | 1. Покупка товаров и оплата услуг, в т.ч.: а. покупка товаров (товарные расходы), б. оплата услуг (нетоварные расходы), 2. Обязательные платежи и добровольные взносы (нетоварные расходы) – налоги, отчисления. 3. Прирост вкладов, приобретений, облигаций, других ценных бумаг, покупка валюты. |
Итого денежных доходов: | Итого денежных расходов: |
Превышение доходов над расходами. | Превышение доходов над расходами. |
Баланс | Баланс |
Таким образом, расходы состоят из двух видов расходов:
1.товарные
Нетоварные.
Особенностью разработки этих балансов в масштабах отдельных регионов является то, что необходимо учитывать миграцию денежных средств.
В заключение баланса выводят результативные статьи.
Для оценки полного объема спроса нужно учитывать и размеры неудовлетворенного спроса.
Существуют различные методы определения размера неудовлетворенного спроса.
Например, неудовлетворенный спрос можно рассматривать как общий объем прироста сбережений, минус совокупные доходы.
Формой проявления неудовлетворенного спроса может быть также повышение темпа прироста неорганизованных сбережений (хранящихся «на руках») над темпами прироста денежных доходов.
С понятием общего объема спроса тесно связано понятие покупательной способности населения. Если общий объем спроса – это деньги на покупку товаров (услуг), то покупательная способность – это количество товаров, которое население может приобрести на определенную денежную единицу, и она прямопропорционально зависит от уровня и соотношения цен на товары.
Взаимоувязка между этими показателями позволяет своевременно среагировать на изменение покупательной способности населения, т.е. своевременно регулировать цены.
Общий объем спроса населения по республике устанавливается как сумма покупательных фондов, вычисленная по данным баланса денежных доходов и расходов населения и размера неудовлетворительного спроса, установленного в результате специальных расчетов.
Вопрос 5. Особенности и методы изучения спроса на продукцию ОП.
Спрос на продукцию ОП имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
1. спрос отличается частотой потребления продукции, которая, как правило, не подлежит длительному хранению и должна быть ежедневно реализована.
2. спрос на продукцию ОП зависит от типизации и специализации сети предприятий, т.е. он различен в столовых, кафе, ресторанах, барах.
3. спрос на продукцию ОП дифференцируется по месту работы, учебы, жительства и отдыха населения.
4. спрос на продукцию ОП определяется фактором взаимозаменяемости.
5. объем спроса на продукцию ОП зависит от торгового соседства.
6. спрос подвержен сезонным колебаниям, т.е. меняется по времени года.
7. спрос меняется по дням недели, т.е. праздничные, выходные дни, будни и даже в течении дня (завтрак, обед, ужин).
Спрос на продукцию ОП зависит от общих факторов:
· экономических,
· социальных,
· демографических,
· климатических,
· исторических.
Спрос подразделяется на:
1. макроспро – общий объем спроса на продукцию ОП в целом по региону ,
2. микроспрос – спрос на продукцию конкретного предприятия ОП или спрос на отдельные виды продукции.
Методы изучения спроса зависят от:
· объема этого спроса,
· разновидностей спроса (реализованный, неудовлетворенный и др.)
Процесс изучения спроса сложен и включает две важнейшие задачи:
1. изучение и выявление закономерностей сложившегося спроса,
2. прогнозирование ожидаемого в будущем спроса.
Для изучения реализованного спроса могут быть использованы следующие основные методы:
1. метод выборного или сплошного наблюдения за изменением спроса;
2. метод группировок;
3. графический метод;