Элементы рыночной экономики

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, составляющих рыночную систему.

Наиболее важными элементами выступают производители и потребители. Одни производят товары, другие его потребляют. Производители выступают с предложением товаров. Потребители предъявляют спрос. Существует три основных субъекта рынка: домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйства (или потребители) - это самостоятельно хозяйствующая единица, состоящая из одного и более лиц, являющаяся собственником и поставщиком факторов производства, главной целью которой является удовлетворение потребностей.

Фирма (предприятие) - это самостоятельно хозяйствующая единица, функционирующая с целью получения прибыли. Она является производителем и поставщиком товаров и услуг.

Государствопонимается (в широком смысле) как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Оно обычно представлено бюджетными организациями, целью которых является не получение прибыли, а регулирование экономики.

Объектами рыночных отношений являются товары и деньги.

На рис. 4.1 представлены взаимоотношения между основными субъектами рынка, показан кругооборот товаров и услуг, формирование расходов и доходов определенных рыночных субъектов.

Из схемы (рис. 4.1) видно, что домохозяйства и фирмы взаимодействуют на двух основных рынках - рынке ресурсов и рынке товаров и услуг. На рынке факторов производства домохозяйства выступают в роли продавцов, а фирмы - в роли покупателей. Домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы (1). Фирмы выплачивают домохозяйствам соответствующие доходы (2). На рынке товаров и услуг фирмы становятся продавцами, а домохозяйства покупателями. Фирмы предоставляют домохозяйствам произведенные ими товары (3), а домохозяйства приобретают у фирм товары (4). Таким образом, реальный поток товаров (по часовой стрелке) дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (против часовой стрелки).

Домохозяйства большую часть полученных доходов тратят, а оставшуюся сберегают. Эти сбережения направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, в инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий (5). Тем самым создаются различные финансовые

Элементы рыночной экономики - student2.ru

Рис. 4.1. Кругооборот товаров, доходов и расходов

рынки, на которых предприятия осуществляют заимствование инвестиционных средств, в которых они нуждаются (5). В обратном направлении текут доходы от финансовых вложений в виде процентов и дивидендов (6).

В условиях натурального хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт – материальное благо, являющееся результатом труда и обладающее потребительной ценностью (полезностью), то есть способностью удовлетворить те или иные потребности человека благодаря определенным свойствам. В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Он является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, то есть приобретает общественные свойства.

Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар должен быть не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. Следовательно, продукт становится товаром только тогда, когда он создан трудом, обладает общественной ценностью и обменивается на другие товары. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.

Обмен может приобретать различные формы, но во всех случаях обмен – это действие, в ходе которого мы получаем (отдаем) одну вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене приобретает на рынке меновую стоимость – способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных соотношениях.

Сложилось три основных подхода при определении стоимости товара. Сторонники трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс) считали, что товары в определенных количественных соотношениях приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу – труд (трудовые затраты), то есть затраты труда.

Сторонники маржиналистского подхода считали, что в основе обмена лежит полезность.

Третий подход был сформулирован А. Маршаллом, считавшим, что на стоимость товара влияют и ценность, и затраты на производство.

Таким образом, товар обладает двумя основными свойствами:

1) потребительной стоимостью (полезностью), то есть способностью товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность вещи заключена в самой вещи, она определяется естественными свойствами самого блага и не зависит от количества труда, вложенного в товар. Потребительная стоимость имеет три характеристики - количество, качество и натуральную форму;

2) меновой стоимостью (ценностью), то есть способностью обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.

Первоначально обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег (имел место бартер). Такой обмен был сопряжен с немалыми трудностями, поскольку при обмене не всегда совпадали запросы участников сделки, складывались целые цепочки вспомогательных актов обмена. Это затрудняло процесс обмена товаров.

По мере развития общественного производства постепенно возникла необходимость выделения какого-либо товара, который удовлетворял бы всех участников процесса обмена. Товары, имеющие наибольшую способность к сбыту, становились деньгами. Это были скот, меха, пшеница. Так появились примитивные формы денег.

Дальнейшее развитие товарных отношений привело к тому, что роль денег как посредника в обмене закрепилась за драгоценными металлами – серебром и золотом. Так в ходе исторического развития сложилась система металлического денежного обращения.

Деньги - это особый товар, являющийся единым всеобщим эквивалентом, обладающий абсолютной ликвидностью.

Они помогают сокращать трансакционные издержки, облегчают и ускоряют обмен.

Как товар деньги имеют два свойства: потребительную стоимость и меновую стоимость. Их потребительная стоимость в том, что они нужны людям как средства обмена и как источник дохода. Их меновая стоимость в том, что они обладают способностью обмениваться на любой товар.

Деньги выполняют пять основных функций:

1) мера стоимости. Деньги соизмеряют стоимости товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена;

2) средство обмена. Деньги выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно-денежного обращения (…Т - Д - Т…). Эту функцию они выполняют при покупке товаров;

3) средство накопления. Деньги покидают сферу обращения и оседают в домашних сейфах и на счетах в банках;

4) средство платежа. Деньги выступают как средство уплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве. Например, товар может быть продан весной, в кредит, а деньги за него могут быть получены в течение года, через банк;

5) мировые деньги. Деньги используются для международных расчетов.

Качества, присущие деньгам: неподдельность, удобство пользования (портативность, размениваемость, узнаваемость), износоустойчивость, делимость, однородность.

Современное рыночное хозяйство использует три основных вида денег:

- товарные (золото, серебро в слитках, а также любой товар при бартерных сделках, получивший широкое распространение);

- символические или неполноценные деньги (медные, никелевые монеты, бумажные деньги). Стоимость их не соответствует номиналу;

- кредитные (чеки, кредитные карточки).

Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, измеряющего ценность всех других товаров. В разных странах эту роль выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа, благородные металлы и т.п. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги могут появиться и в современных условиях, когда по каким-то причинам обычные деньги не используются или не могут быть использованы. Такими причинами могут быть либо изоляция от внешнего мира (так, в тюрьмах деньгами выступают сигареты), либо высокая инфляция (гиперинфляция), разрушающая денежный механизм, заменяя его бартером (так, в годы Гражданской войны в России деньгами были соль, спички и керосин, а в начале 90-х гг. бартер составлял более половины обменных операций).

По мере развития обмена роль денег закрепилась за одним товаром – благородными металлами (золотом и серебром). Этому способствовали их физические и химические свойства, такие как:

1) портативность (в небольшом весе заключена большая ценность, в отличие, например, от соли);

2) транспортабельность (удобство перевозок, например, в отличие от чая);

3) делимость (разделение слитка золота на две части не приводит к потере ценности – в отличие от скота);

4) сравнимость (два слитка золота одинакового веса имеют одинаковую ценность – в отличие, например, от пушнины);

5) узнаваемость (золото и серебро легко отличить от других металлов);

6) относительная редкость (что обеспечивает благородным металлам достаточно большую ценность);

7) износостойкость (благородные металлы не подвергаются коррозии и не теряют своей ценности с течением времени – в отличие от мехов, кожи, ракушек).

В разных странах существовали разные денежные системы:

- монометаллизм (в качестве денег использовался только один металл – либо золото, либо серебро);

- биметаллизм (в качестве денег использовались оба металла).

Поначалу благородные металлы использовались в виде слитков. Обслуживание обмена требовало постоянного взвешивания и деления слитков, что было крайне неудобно. Поэтому в VII в. до н.э. в Древнем Риме в храме богини Монеты слиткам стали придавать плоскую форму, ставить вес металла и чеканить портрет правителя. Так появилось монетное денежное обращение.

По мере использования монеты стирались, их вес уменьшался, но при обмене их ценность оставалась прежней. К тому же эти монеты обладали слишком высокой номинальной стоимостью, что не всегда было удобно при осуществлении торговых сделок, поэтому возникла потребность в удешевлении номинальной стоимости самих денег. Все это навело на мысль о возможности замены полноценных золотых и серебряных денег символами ценности. Самыми дешевыми оказались бумажные деньги и монеты из недорогих металлов (меди, олова и т.п.).

Бумажные и металлические деньги – это символические деньги. Их особенность в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в ХII в. В США первые бумажные деньги были напечатаны в 1690 г. в штате Массачусетс. В России первый выпуск бумажных денег, которые получили название «ассигнаций», произошел в 1769 г. по приказу Екатерины II (поэтому неофициально они назывались «екатеринками»). Особенностью бумажных денег того времени был их свободный размен на золотые деньги (действовала система «золотого стандарта»).

ХХ в. был ознаменован переходом к обращению бумажных денег, прекращением обмена их на золото. Золото и серебро превратились в товар, который можно купить на бумажные деньги по рыночной цене. Процесс ухода золота из обращения и прекращение выполнения им функций денег получил название демонетизации. В европейских странах обмен банкнот на золото прекратился после начала первой мировой войны, в США – после великой депрессии.

Прекращение выполнения золотом роли денег наводит на вопрос, а в чем же тогда природа денег? Очевидно, что современные деньги – это не товарные деньги. Сегодня выделяют два основных свойства денег, отличающие их от других инструментов рыночной экономики:

1) деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена (т.е. самым легкореализуемым инструментом и с точки зрения удобства, и с точки зрения затрат);

2) бумажные деньги являются общепризнанным средством обмена. Устойчивость их определяется не золотом, а их ограниченным количеством. Таким образом, стоимость или ценность денег неразрывно связана с количеством их в обращении.

Для того чтобы бумажные и металлические деньги стали законным платежным средством (люди соглашались считать их деньгами), они должны быть декретными, то есть узаконенными государством и утвержденными в качестве всеобщего платежного средства.

В современных условиях декретные деньги дополняются кредитными деньгами, которые называются «IOY- money» (I owe you-money, что в переводе означает: «Я должен вам деньги»). Деньги представляют собой долговое обязательство. Это может быть долговое обязательство Центрального банка (наличные деньги) или долговое обязательство частного экономического агента. Поэтому бумажные деньги – это кредитные деньги. Различают три формы кредитных денег: 1) вексель 2) банкнота 3) чек.

Вексель - это долговое обязательство одного экономического агента (частного лица) выплатить другому экономическому агенту определенную сумму, взятую взаймы, в определенный срок и с определенным вознаграждением (процентом). Вексель, как правило, дается под коммерческий кредит, когда один человек приобретает товары у другого, обещая расплатиться через определенный период времени. Человек, получивший вексель и не получивший деньги, может передать его другому лицу, поставив на векселе передаточную надпись – индоссамент. Так появляется вексельное обращение.

Банкнота (banknote) – это вексель (долговое обязательство) банка. В современных условиях, поскольку правом выпускать в обращение банкноты обладает только Центральный банк, наличные деньги являются долговыми обязательствами Центрального банка.

Чек – это распоряжение владельца банковского вклада выдать определенную сумму с этого вклада ему самому или другому лицу.

Пластиковые карточки делятся на кредитные и дебетные, но ни те, ни другие не являются деньгами. Во-первых, они не выполняют всех функций денег, и прежде всего не являются средством обращения. Во-вторых, что касается кредитных карточек, тоэто не деньги, а форма краткосрочного банковского кредита. Дебетные карточки (которые почему-то в России носят название кредитных карточек) не относятся к деньгам, поскольку предполагают возможность снимать деньги с банковского счета в пределах суммы, ранее на него положенной, и поэтому уже включены в качестве компонента денежной массы в общую сумму средств на банковских счетах.

Для более углубленного понимания сущности денег необходимо знание денежных теорий в их ретроспективе. Если до начала ХХ в. главным аспектом денежной проблемы был вопрос о сущности, происхождении и функциях денег, то сегодня на первый план выдвигается вопрос о количестве денег, необходимых для обращения (вопрос об их покупательной силе).

Исторически первой являлась металлическая теория денег, возникшая в период первоначального накопления капитала (XVI-XVII вв. натурально-феодальное хозяйство уходило в прошлое, шло бурное развитие внутреннего и внешнего рынков, господствующим экономическим учением был меркантилизм). В «Критическом изложении некоторых жалоб наших соотечественников» (1581 г.) У. Стеффорд изложил сущность данной теории денег:

- жажда накопления заставила буржуазию (особенно торгующую ее часть) изучить вопрос об источниках богатства. Этот источник они видели только в торговле, в активном торговом балансе, обеспечивающем приток золота и серебра;

- богатство отождествлялось с деньгами, а деньги – с золотом и серебром. Рост денежной массы ведет к росту богатства и процветанию нации;

- недопустима порча монет;

- ценны только те функции денег, для которых необходимы полноценные монеты, особое значение придается только двум функциям – мировые деньги и образование сокровищ.

С точки зрения современных взглядов, недостатки данной теории в том, что она, во-первых, недооценила роль бумажных денег; во-вторых, сущность денег увязывалась только с естественными свойствами благородных металлов; в-третьих, не рассматривали производство как источник богатства.

Исторически второй стала номиналистическая теорией денег. Выразителями этой теории были Дж. Беркли и Дж. Стюарт (истоки этой теории можно найти еще у древних римлян и средневековых юристов), считавшие, что в обращении можно использовать порченные, неполноценных денег, поскольку они обращаются так же, как и полноценные. На этом основании они утверждали, что деньги создаются государством, а их ценность определяется не металлическим содержанием, а тем, что на них написано, их номиналом.

Таким образом, номиналисты: во-первых, отрицали товарную природу денег; во-вторых, сущность денег видели в правовой основе, в юридическом аспекте деятельности государства.

Со временем качественные аспекты проблемы денег ушли на второй план, уступив место количественным. И главным стал вопрос, сколько нужно иметь в обращении денег, чтобы обеспечить устойчивость системы товарно-денежного обращения. На смену номиналистической теории пришла количественная теория денег. В отличие от меркантилистов, ее сторонники в росте денежной массы в обращении видели не рост богатства, а рост цен. Так Д. Юм считал, что стоимость самих денег определяется их количеством, находящимся в обращении. Толчком для подобных высказываний послужила так называемая «революция цен», начавшаяся в XVIII в., когда в Европу стало ввозиться дешевое американское золото и серебро, это и способствовало стремительному росту цен.

Классическая теория выдвинула три постулата:

1. Цены зависят от количества денег (причинность).

2. Изменение цен пропорционально количеству денег в обращении (пропорциональность).

3. Изменение количества денег изменяет и цены на все товары (универсальность).

В первой половине ХХ в. эта теория получила дальнейшее развитие в трудах американского экономиста И. Фишера, который выдвинул тезис: подобно весам количество уплаченных за товар денег и сумма цен этих проданных товаров равны.

В 30-е гг., а позднее в 60-е гг. ХХ в. количественная теория породила два новых течения: а) кейнсианскую теорию регулируемой валюты; б) монетаризм.

Кейнсианская теории. Учитывая итоги «великой депрессии» Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что рыночная система хозяйствования нуждается в государственном регулировании и бумажные деньги лучше металлических, поскольку их количество можно регулировать.

Монетаризм полагал, что рынок должен быть свободен, нерегулируем, а государственное вмешательство должно ограничиваться только одним – поддерживать стабильность темпа роста денежной массы, так как ее рост определяет темпы роста инфляции, стабильность всей экономической системы. Отсюда следуют их рекомендации относительно ограничения денежной массы с целью стабилизации товарно-денежного обращения и всего рыночного хозяйства.

Важнейшим элементом рыночных отношений являются цены. Цены складываются в результате колебания спроса и предложения. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимого изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Они определяют, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.

Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Из определения видно, что цена связана с ценностью товара и проявляется как экономическая сущность только в условиях обмена товара на деньги или другой товар, то есть вне рынка о цене говорить не приходится, цены устанавливает рынок.

Цены выполняют ряд функций, характеризующих их роль в экономике:

1. Измерительная. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. По цене товара устанавливается денежная стоимость покупки.

2. Информационная. Цена сообщает продавцам и покупателям, сведения о предложении товаров, запрашиваемых ценах на них.

3. Учетная. С помощью цены производители подсчитывают издержки производства, полученный доход, определяют рентабельность производства, то есть соизмеряют затраты и результаты своей деятельностью.

4. Стимулирующая. Цена всегда поощряет тех, кто с меньшими затратами добивается больших успехов.

5. Распределительная. Цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, согласуют потребности общества в тех или иных видах продукции и производственные возможности их удовлетворения. Сама цена рождается в процессе регулирования.

6. Социальная. С ценами связаны структура и объем потребления благ, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум…

Кроме перечисленных выше внутренних функций, реализуемых в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся по целому ряду признаков.

1. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товар:

а) оптовые, по ним продукция реализуется крупными партиями;

б) розничные, по которым продукция продается в так называемой розничной торговой сети. Розничная цена больше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются дополнительные расходы и создается прибыль предприятий розничной торговли;

в) тарифы (расценки) - цены, по которым производится оплата услуг, например, за пользование газом, телефоном и т.д.;

г) ставки - установленные за определенный период времени цены на особый вид товаров, например, ставки заработной платы, выплачиваемые работником за их труд в определенной должности, или процентные ставки в виде процента, выплачиваемые банком вкладчикам или взимаемого за предоставление кредита.

2. С учетом степени регулирования:

а) свободные или рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя;

б) договорные или контрактные. Устанавливаются до момента купли-продажи между продавцом и покупателем. В контракте оговариваются не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен с учетом инфляции и других оговоренных обстоятельств;

в) регулируемые. На определенные виды товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено.

г) государственные жестко фиксированные, твердые цены. Изменение величины такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены.

Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Это цены, которые устанавливаются на товар данной группы на мировом рынке и признаются организациями, ведающими международной торговлей в определенный период.

Не менее важными составляющими рыночной экономики являются спрос и предложение. При всей условности схемы кругооборота она отражает главное - в рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

Неотъемлемой чертой рынка является конкуренция (ее еще называют «душой» рынка).

Конкуренция - это сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи.

Существует конкуренция:

1) между продавцами, между покупателями. Конкуренция между продавцами заключается в том, что все хотят продать свои товары дороже, а побеждает тот, кто уступает в цене, при этом, увеличивая объем продаж. Конкуренция между покупателями заключается в том, что все хотят купить товары дешевле, но покупает тот, кто согласится с более высокой ценой;

2) ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция – это способ соперничества на основе продажи товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, побеждает тот, кто, используя современную технику и технологии, рационально используя сырье и материалы, может снизить цену. Неценовая конкуренция предполагает достижение результатов за счет повышения качества продукции, разнообразия обслуживания, предоставления кредитов, широкой рекламы и т.д.;

3) внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая – соперничество между фирмами, занятыми производством и реализацией однородной или взаимозаменяемой продукции. Межотраслевая – это состязание между фирмами, занятыми в различных отраслях производства, основное направление данной конкуренции - борьба за наиболее прибыльное приложение капитала, оно приводит к переливу капитала из малодоходной отрасли в высокодоходную.

А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, нормы прибыли.

Типы рынков

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще товарный (бартерный) обмен. Но уже здесь рынок способствует дифференциации общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется:

а) неограниченным числом участником рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

б) свободным доступом к любой хозяйственной деятельности;

г) полной однородностью одноименных товаров;

д) цены устанавливаются стихийно, ни продавец, ни покупатель не в состоянии повлиять на них;

е) отсутствуют монополия (один продавец), монопсония (один покупатель), государственное регулирование.

Преимуществом свободного рынка является то, что он:

1) функционирует с помощью саморегулирующегося механизма, через цены на основе спроса создаются ориентиры для капиталовложений в производство;

2) существует эффективное распределение ресурсов в обществе, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;

3) позволяет предприятиям успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточным являются сведения об уровне цены и издержкам);

4) обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к быстро меняющимся условиям;

5) максимальное использование достижений науки и техники. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии;

6) позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Но свободный рынок имеет и недостатки или провалы.

Провалы рынка – это экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

Несостоятельность рыночного механизма в следующем:

1) в неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение и т.п.);

2) в неспособности обеспечить социальную защиту населения, не гарантировано право на труд и доход, существует резкая дифференциация в уровнях жизни различных слоев населения;

3) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику необходимым количеством денег для развития производства;

4) деятельность свободных конкурентов порой приводит к нежелательным побочным эффектам (например, загрязнение окружающей среды). Рынок не способен сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать механизм защиты окружающей среды;

5) укрупнение производства и предприятий приводит к подрыву конкуренции и рыночного механизма;

6) экономика подвержена нестабильному развитию (на смену подъему приходят кризисы) и инфляционные процессы, безработица;

7) рынок не заинтересован в фундаментальных исследованиях. Он реализует только уже имеющиеся научно-технические достижения.

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняет рыночный механизм, но не ведет к его деформации. Регулируемый рынок есть результат развития цивилизации, рыночных отношений в направлении устранения недостатков свободного рынка. Реально существующий современный рынок отличен от классического свободного рынка, поскольку современному рынку присущи такие негативные явления, как монополизм, инфляция, безработица, что требует государственного регулирования. Вопросы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в темах, посвященных макроэкономике.

Государство стремится смягчить удары по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Однако чрезмерное вмешательство приводит к деформации рыночных отношений.

Деформированный рынок есть свидетельство неустранимости недостатков свободного рынка и возникновения новых. Основными чертами деформации рынка в условиях чрезмерного вмешательства государства обычно являются:

1) отсутствие разных форм собственности;

2) отсутствие самостоятельности хозяйственных субъектов в ком-

мерческой деятельности, чрезмерная централизация в распределении ресурсов и товаров, отсутствие мотивации к высокопроизводительному труду;

3) монополизм производителя и торговцев;

4) несбалансированность спроса и предложения, приводящая к растущему дефициту;

5) чрезмерный рост цен, нарушение денежного обращения;

6) бюджетный дефицит;

7) расцвет теневой экономики;

8) расцвет бартерных сделок.

Итак, подведем итоги. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск, и потребителями. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

Основные элементы рынка: спрос, предложение и цена на товары и услуги, которые обмениваются с помощью денег. В развитом, индустриальном обществе рынок представляет не только экономический, но и социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Лекция 5. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

Основными элементами рынка являются спрос, предложение и уравновешивающая их цена. Этим элементам и их взаимодействию и посвящена данная лекция.

Основные вопросы лекции:

1. Спрос. Закон спроса

2. Предложение. Закон предложения

3. Рыночное равновесие

4. Эластичность спроса и предложения

5. Практическая значимость теории эластичности

Спрос. Закон спроса

Рыночный механизм – это, как было отмечено, механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и т.д. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции и т.д. На стороне производства выступает предложение, а на стороне потребления – спрос. Эти два элемента тесно связаны между собой, хотя и действуют в разных направлениях. В зависимости от определенных условий на рынке спрос и предложение уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно, а может и под регулирующим воздействием государства.

Рынок действует как механизм принуждения, он заставляет предпринимателя, стремящегося к прибыли, действовать в пользу потребителя. Например, товар стал моден, а поскольку производители сразу не могут обеспечить всех желающих необходимым количеством товаров, то произойдет резкий рост цены, и производитель будет получать сверхприбыль. В этой ситуации у производителя два пути: либо расширить производство и снизить цену, удовлетворив потребности как можно большего числа людей, либо, оставив выпуск на прежнем уровне, держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней и не только сверхприбыль (в силу высокой цены), но и прибыль. Эта опасность заставляет производителя расширять производство, снижая цену до полного насыщения рынка.

Покупатель и продавец осуществляют сделку на свой страх и риск. На рынке все хотят продать товары подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что производители пытаются предугадать спрос, сформировать его и произвести продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен товаром. Но в этом момент такой производитель рискует быть обойденным конкурентом, вложить деньги в неперспективный товар, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать их за бесценок.

Экономическое положение производства и потребления зависит от постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителя, товарным запасом и т.д. Соотношение спроса и предложения играет важную роль, поскольку. предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Из вышеизложенного следует, что действие рыночного механизма основано на естественном стремлении человека к благополучию. Для приведения этого механизма в действие необходима только экономическая свобода производителя и потребителя, и чем полнее эта свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулирования рыночной экономики. Особенность рыночного механизма в том, что каждый его элемент связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Наши рекомендации