Сти учитываются активы предприятия, которые участвуют в произ-

Водстве, получении прибыли, т. е. в формировании денежного пото-

Ка. Но у любого предприятия в каждый конкретный момент време-

Ни могут быть активы, не занятые непосредственно в производстве.

Здесь их стоимость не учитывается в денежном потоке, однако это

Не значит, что они не имеют стоимости. В настоящее время у мно-

Гих российских предприятий есть в наличии подобные нефункцио-

Нирующие активы (в основном недвижимость, машины и оборудо-

Вание), поскольку вследствие затяжного спада производства уро-

Вень использования производственных мощностей крайне низок.

Многие такие активы имеют определенную стоимость, которая мо-

Жет быть реализована, например, при продаже. Поэтому необходимо

Определить рыночную стоимость таких активов и суммировать ее со

Стоимостью, полученной при дисконтировании денежного потока.

Вторая поправка —это учет фактической величины собствен-

Ного оборотного капитала. В модель дисконтированного денежного

Потока включается требуемая величина собственного оборотного

Капитала, привязанная к прогнозному уровню реализации (обычно

Она определяется по отраслевым нормам). Фактическая величина

Собственного оборотного капитала, которой располагает предприя-

Тие, может не совпадать с требуемой. Соответственно необходима

Коррекция: избыток собственного оборотного капитала должен

Быть прибавлен, а дефицит —вычтен из величины предваритель-

Ной стоимости.

В результате оценки предприятия методом дисконтированного

Денежного потока получается стоимость контрольного ликвидного

Пакета акций. Если же оценивается неконтрольный пакет, то необ-

Ходимо сделать скидку.

Сравнительный подход к оценке бизнеса

Данный метод основан на принципе замещения: покупатель не

Купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затра-

Ты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой

Же полезностью.

Сравнительный подход в основном используется там, где име-

Ется достаточная база данных о сделках купли-продажи.

Основные преимущества сравнительного подхода

Оценщик ориентируется на фактические цены купли-прода-

Жи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оцен-

Щик ограничивается только корректировками, обеспечивающими

Сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, от-

Ражает фактические результаты производственно-финансовой дея-

Тельности предприятия.

Цена фактически совершенной сделки максимально учиты-

Вает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением

Спроса и предложения.

Недостатки сравнительного подхода в оценке стоимости

Предприятия

Этот метод игнорирует перспективы развития предприятия

В будущем.

Получение информации о проданных предприятиях-анало-

Гах является довольно сложным процессом.

Оценщик должен делать сложные корректировки, вносить

Поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требую-

Щие серьезного обоснования.

Таким образом, возможность применения сравнительного под-

Хода зависит от наличия активного финансового рынка, доступно-

Сти финансовой информации и наличия служб, накапливающих це-

Новую и финансовую информацию.

Важной методической составляющей сравнительного подхода

Оценки стоимости предприятия являются основные принципы от-

Бора предприятий-аналогов.

При отборе предприятий-аналогов для сравнения необходимо

учитывать следующие принципы:

•принадлежность к той или иной отрасли, региону;

•вид выпускаемой продукции или услуг;

•диверсификацию продукции или услуг;

•стадию жизненного цикла, на которой находится компания;

•размеры компаний, стратегию их деятельности, финансовую

характеристику;

•другие.

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использо-

вании двух типов информации:

•рыночной (ценовой) информации;

•финансовой информации.

Рыночная информация представляет собой данные о факти-

Ческих ценах купли-продажи акций, аналогичных акциям оценивае-

Мой компании. Качество и доступность информации зависят от

Уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного

Фондового рынка не завершено, поэтому получение рыночной це-

Новой информации связано с большими трудностями.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтер-

Ской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведе-

Ниями, позволяющими определить сходство компаний и провести

Необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопо-

Ставимость.

Финансовая информация должна быть представлена отчетно-

Стью за последний отчетный год и предшествующий период. Ретро-

Информация собирается обычно за 5 лет. Финансовая информация

Должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по

Аналогичным.

Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку

Предприятий, отобранных оценщиком. Поэтому сравнительный под-

Ход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим.

Наши рекомендации