Ния потребителей, является среднее время ремонта под кото-
Рым понимается то время, когда потребитель лишен возможности
Пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого време-
Ни является составной частью конкурентоспособности продукции.
Таким образом, показатель надежности по этому критерию бу-
дет выглядеть следующим образом:
Эргономические показатели делятся на четыре основные груп-
Пы: гигиенические (освещенность, температура, влажность, давле-
Ние и т. п.); антропометрические (соответствие конструкции изде-
Лия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие
конструкции изделия распределению массы тела человека и т. п.);
Физиологические и психофизические (соответствие конструкции
Изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизи-
Ческим особенностям человека); психологические (соответствие
Изделия возможностям восприятия и переработки информации, со-
Ответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека
При пользовании изделием).
Эстетические показатели включают выразительность, ориги-
Нальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответ-
Ствие среде, стилю и др.
Патентно-правовые показатели качества характеризуют патент-
Ную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом
Рынке.
Экономические показатели характеризуют продукцию со сто-
Роны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная
Цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Среди экономических показателей особое значение имеет цена
Потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, свя-
Занных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупате-
Ля. Цена потребления обычно существенно выше продажной цены
(в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика
продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета — примерно 11%, бытового холодильника—10%, трактора —25%).
Показатели качества продукции необходимы для анализа и пла-
Нирования уровня качества продукции на предприятии и определе-
Ния ее конкурентоспособности.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ,
ЕЕ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Различают два понятия: технический уровень продукции и уро-
Вень качества продукции как более широкое понятие.
Качество продукции может быть выражено математически че-
Рез уровень качества.
Уровень качества продукции —относительная характеристи-
Ка продукции, основанная на сопоставлении значений показателей,
Характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совер-
Шенство и безопасность использования оцениваемой продукции,
С базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми
Значениями показателей качества обладает базовая модель, за кото-
Рую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог
Наивысшего на данное время качества.
Оценка уровня качества продукции —это совокупность опе-
Раций, включающая выбор номенклатуры показателей качества
Оцениваемой продукции, определение значений этих показателей
При оценке качества продукции.
Технический уровень продукции —относительная характе-
Ристика качества продукции, основанная на сопоставлении значе-
Ний показателей, характеризующих техническое совершенство оце-
Ниваемой продукции с соответствующими базовыми значениями
(ГОСТ 15467—9).
В международных стандартах нет понятия ≪технический уро-
вень продукции≫, поэтому в них отсутствует и определение этого
Понятия.
Согласно ГОСТ 15467—9 под оценкой технического уровня
Продукции понимается совокупность операций, включающая вы-
Бор номенклатуры показателей, характеризующих техническое со-
Вершенство оцениваемой продукции, определение значений этих
Показателей и сопоставление их с базовыми.
Определение технического уровня продукции позволило в про-
Шедший период проводить относительную оценку технического
Совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими
Отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие
Технического уровня продукции не включает в себя категории ры-
Ночной экономики: оценки покупательского спроса, конкуренто-
Способности и пр.
В современных условиях возникает необходимость в смене
Ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой
Продукции. Одним из таких критериев может служить конкуренто-
Способность продукции.
Различают два понятия: ≪конкурентоспособность предприятия≫
и ≪конкурентоспособность товара≫.
Под конкурентоспособностью предприятия понимается спо-
Собность предприятия производить конкурентоспособную продук-
Цию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ре-
Сурсы.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокуп-
Ность его качественных и стоимостных характеристик, которая
Обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя
И выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-кон-
Курентов.
Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки,
Являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.