Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов

Существенную роль в формировании доходов и определенного уровня жизни играет система обеспечения государством нетрудоспособных граждан — социальное обеспечение. Основными его направлениями яв­ляются: установление пенсий, пособий, социальное обслуживание прес­тарелых, инвалидов, детей и приравненных к ним государственным зако­нодательством в качестве обязательных для всех участников отношений и всех уровней их реализации.

Наиболее обширная часть социального обслуживания в Украине — пенсионное по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, формируемое в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Дей­ствующие в Украине условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в «Государственном законе о пенсиях».

Пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из социальных фондов и бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан, принято объединять единым термином — трансферты. К ним относятся натуральные (товары и услуги) или денежные взносы и выплаты, осу­ществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо экви­валента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляе­мых конкретным домашним хозяйствам за счет средств государственного и местных бюджетов или средств общественных организаций бесплатно.

Социальное обеспечение нетрудоспособных членов общества дополня­ется мерами по социальному обслуживанию и социальной помощи. Они включают социальную поддержку и оказание различных социально-бы­товых, социально-медицинских, психологических, правовых, информа­ционных и других подобных услуг гражданам в трудной жизненной си-

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru 318 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru туации. К мерам по социальному обслуживанию и социальной помощи относятся материальная помощь, проведение социальной реабилитации и адаптации нуждающихся в ней. Социальная работа с населением носит сугубо адресный, персонифицированный характер, требует выявления конкретных причин нуждаемости, оценки возможностей самообеспече­ния (по составу семей, их доходам и имуществу). Организуются различ­ные виды социальных учреждений (центры комплексного социального обслуживания, помощи семье и детям, социально-реабилитационные для несовершеннолетних, приюты для детей и подростков, учреждения по уходу на дому, дома-интернаты, центры дневного пребывания пожилых, бесплатные столовые и пр.).

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение состоит из элементов обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое, как правило, госу­дарством, обеспечивает человеку лишь минимальный уровень компенса­ции потери его трудоспособности (в различных странах — от 25 до 80% среднего заработка с учетом инфляции). Достаточный размер компенса­ции достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспече­ния. Доля последнего в системе национального пенсионного обеспечения уникальная для каждой страны и достигает 50—60%.

Пенсионная система, действующая в современной Украине, значи­тельно деформирована последствиями методов проведения рыночных реформ. Прежде всего речь идет о потере необходимой связи размеров пенсий с трудовым вкладом, о существовании множества неоправданных льгот, ухудшении сбора страховых взносов как последствия экономиче­ского спада и неплатежеспособности предприятий, снижении доли зара­ботной платы в общих доходах населения. В ходе предстоящей реформы системы пенсионного обеспечения, одобренной постановлением Прави­тельства Украины от 7 августа 1995 г. «О мерах по реализации концеп­ции реформы системы пенсионного обеспечения в Украине», структуру государственного пенсионного обеспечения предполагается преобразо­вать в трехуровневую. Ее первый уровень — базовые пенсии (ориентиро­ванные на прожиточный минимум пенсионера), второй уровень — трудо­вые пенсии, в основу которых должны быть положены страховой прин­цип и связь с величиной заработной платы в период трудовой деятель­ности. Наконец, третий уровень — негосударственные пенсии. В отличие от общегосударственной пенсионной системы, которая и впредь должна оставаться основной, эти пенсии могут быть более гибкими с точки зре­ния условий их предоставления, определения размеров и адаптации к конкретным экономическим условиям.

Развитие негосударственных пенсионных систем может в определен­ной мере стимулироваться налоговыми льготами и сопровождаться ме­рами по усилению государственного контроля за их финансовой надеж-


Глава 12. Политика доходов и оплата труда

ностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может охватывать профессиональные пенсионные системы (пенсии от предприятия), реа­лизующиеся через корпоративный пенсионный фонд и частные пенсион­ные накопления, осуществляемые через открытый пенсионный фонд, т. е. работающие непосредственно с населением. В Украине в настоящее время развиваются оба типа негосударственных пенсионных фондов.

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru При проведении пенсионной реформы предусматривается постепенно дополнить действующую пенсионную систему механизмом выплаты пен­сий за счет прошлых накоплений самого человека, а в более отдаленной перспективе перенести центр тяжести именно на вторую, накопительную составляющую пенсии. Если пенсия будет поступать с индивидуального счета пенсионера, на который он вносил средства в течение всей трудо­вой жизни, то это будет в прямом смысле его трудовая пенсия.

Накопительная пенсионная система полезна не только для самих пен­сионеров, но и для общества в целом. Она увеличит общий инвестици­онный потенциал экономики, так как пенсионные накопления граждан через систему контролируемых государством пенсионных фондов будут вкладываться в наиболее перспективные экономические проекты.

Необходимо создать отлаженную систему пенсионного обеспечения, построенную на новых принципах, имеется в виду активизировать рабо­ту по внедрению индивидуального учета в государственном пенсионном страховании, который должен охватить все население и обеспечить воз­можность определения размера пенсии в зависимости от трудового вкла­да каждого человека. Должны быть проведены рационализация условий и норм пенсионного обеспечения, упорядочение пенсионных льгот. Предполагается перейти на дифференцированное исчисление тарифов страховых пенсионных взносов в зависимости от наличия на предпри­ятиях рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Это призвано побу­дить работодателей к улучшению условий труда и модернизации произ­водства.

В системе социального обеспечения существенное место занимают со­циальные льготы, предоставляемые различным категориям граждан в со­ответствии с действующим законодательством. Так, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории дру­гих государств предоставлено право на: получение разовых льготных кре­дитов банковских учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков; пер­воочередное получение местных строительных материалов для жилищно­го строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления.

Инвалиды войны имеют право на первоочередное (внеочередное для инвалидов I группы) бесплатное получение жилья в домах государствен­ного и муниципального жилых фондов и внеочередной ремонт занимае-

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru 320 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru мых ими жилых помещений. Для этой категории граждан предусмотре­ны: внеочередная бесплатная установка квартирного телефона; 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пре­делах социальной нормы); 50%-ная скидка в оплате коммунальных услуг; бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в преде­лах норм и в порядке, установленном Правительством Украины; бес­платное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных ле­чебно-профилактических учреждениях по месту жительства, а также бес­платное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Всем работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудо­способности в размере 100% заработка выплачиваются независимо от стажа работы. Им предоставлено право поступления вне конкурса в го­сударственные образовательные учреждения высшего и среднего профес­сионального образования, на курсы обучения соответствующим профес­сиям и выплачиваются стипендии в повышенных размерах, устанавли­ваемых правительством. Этой категории граждан гарантируется также бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах по­вышения квалификации в системе государственной подготовки и пере­подготовки кадров с сохранением оплаты труда (100% тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения.

При наличии медицинских показаний работающие инвалиды войны в первоочередном порядке обеспечиваются путевками в санатории, профи­лактории и дома отдыха по месту работы, а неработающие инвалиды войны — бесплатными путевками, предоставляемыми органами, осу­ществляющими пенсионное обеспечение. По желанию инвалидов войны вместо путевок в санатории или дома отдыха один раз в два года им выдается денежная компенсация. При наличии установленных медицин­ских показаний инвалидам войны выделяются бесплатно в пользование мотоколяски или легковые автомобили, причем при наличии у них про­тивопоказаний к вождению автомобиля и мотоколяски, право управле­ния транспортом может быть передано другому лицу, проживающему с этим инвалидом в одном населенном пункте.

Инвалиды войны имеют право на бесплатный проезд на железнодо­рожном и водном транспорте пригородного сообщения, а также на бес­платный проезд один раз в год (туда и обратно) по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота, а в районах, не имеющих железнодорожного транспортного сообщения, — воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом. Лицам, со­провождающим инвалидов I группы, предоставляется 50%-ная скидка в оплате проезда.

Система льгот установлена украинским законодательством для инва­лидов с детства и инвалидов-детей в возрасте до 16-ти лет: бесплатное


Глава 12. Политика доходов и оплата труда

обеспечение вело- и кресло-колясками; бесплатное изготовление и ре­монт протезов; бесплатное получение лекарств по рецептам врачей; со­циальная пенсия (минимальный размер пенсии по старости + 100% ука­занного размера); 50%-ная скидка со стоимости проезда на железнодо­рожном, водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в осенне-зимний период (с 1 октября по 15 мая). Инвалидам с детства предоставляются льготы по подоходному налогу с физических лиц.

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посеще­ний школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обу­чения. Им предоставлено право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16-ти лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей, кроме того, им предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды) в общеобра­зовательных школах и профессиональных учебных заведениях.

На уровень жизни и формирование доходов семей оказывают пози­тивное воздействие льготы, предоставляемые женщинам в связи с вы­полнением ими функций по рождению и воспитанию детей. Им установ­лено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, потерявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий, учреждений, ор­ганизаций, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% минимального размера оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда. При рождении ребенка женщины получают единовременное вознаграждение в размере 15-ти минимальных заработных плат, а до достижения ребен­ком 16 летнего возраста (при обучении в общеобразовательной школе — до 18-ти лет) — ежемесячное пособие на детей в размере 70% минималь­ной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие выплачи­вается в двойном размере. Для детей первого — второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а для детей первых трех лет жизни — бесплатные лекарства по рецептам врачей.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, сво­дятся к выплате пособия по безработице не ниже 100% минимального размера оплаты труда (при наличии у безработного гражданина нетрудо­способных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждо­го иждивенца, но максимальный его размер не может превышать величи­ны среднего заработка по последнему месту работы.)

Нет сомнений в том, что социальные выплаты гражданам, установлен­ные украинским законодательством, играют существенную роль в фор­мировании уровня жизни и доходов населения. В настоящее время в Украине действуют более тысячи нормативных актов, предусматриваю-

21 —3-1844

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru 322Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда

Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов - student2.ru щих те или иные социальные льготы для двухсот категорий населения. Между тем при значительных бюджетных ассигнованиях, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, нередко весьма незначительна. Если в развитых странах среди действительно нуждающихся распределяется 50—60% социальной помо­щи, то в Украине эта доля не превышает 20%.

Необходимы изменения и в принципах предоставления пособия по безработице. Создаются условия, когда лица, получающие это пособие, теряют заинтересованность в поисках работы и профессиональной пере­подготовке, нередко работают в тех секторах экономики, где распростра­нено уклонение от налогообложения.

Наши рекомендации