Методы расчета прибыли
Прибыль характеризует конечные результаты производственного процесса, является индикатором финансового состояния предприятия. Конечно, на размер прибыли могут влиять переменные факторы, к примеру, политическая ситуация в стране, природные катаклизмы, состояние репутации фирмы и пр., под воздействием которых прибыль может колебаться в краткосрочном периоде. Такой же эффект могут иметь и проводимые широкомасштабные рекламные акции компании. Однако в целом прибыль для стабильно функционирующего предприятия является величиной более-менее постоянной, и этот показатель дает возможность владельцам планировать будущую деятельность (см. Дополнение).
Расчет прибыли предприятия:
1. Определяем размер валового дохода – общей выручки от реализации товаров или услуг, а также чистого дохода – общей выручки от реализации товаров или услуг за вычетом стоимости возвращенных товаров (услуг) и предоставленных скидок покупателям.
2. Рассчитываем совокупные затраты на изготовление товаров и услуг, включаемых в себестоимость продукции.
3. Рассчитываем показатель валовой прибыли предприятия, который представляет собой разницу между чистым доходом от продаж и себестоимостью реализованных товаров (услуг). Т. е., Валовая прибыль = Чистый доход – Себестоимость продукции.
4. Определяем показатель чистой прибыли.
Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налоги, штрафы, пени, проценты по кредитам – Операционные расходы.
К операционным расходам относятся затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на повышение квалификации работников, затраты, обусловленные форс-мажорными ситуациями.
Показатель чистой прибыли как раз и отображает конечный результат деятельности фирмы, показывает, насколько выгодно осуществление данного рода деятельности. Чистая прибыль используется предпринимателями для увеличения оборотных средств, формирования различных фондов и резервов, а также для реинвестиций в производство. Объем чистой прибыли напрямую зависит от размера валовой прибыли, а также от величины налоговых платежей. Если компания представляет собой акционерное общество, дивиденды акционерам компании рассчитываются, как раз исходя из величины чистой прибыли.
Прибыль является важнейшими показателем хозяйственной деятельности предприятия, отражающим, насколько эффективно организован производственный и сбытовой процесс, не завышены ли издержки и выгодно ли в целом существование данной предпринимательской единицы.
Метод прямого счета. Данный метод предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства.
В данном методе основной показатель — прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:
П = Выручка - С/С - Налоги (НДС, акцизы), [2.1.1]
где П — прибыль от реализации продукции, руб.; С/С — себестоимость, грн .
Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавочную стоимость либо имеют свой процент расчета. Поэтому метод позволяет точно и объективно определить прибыль предприятия.
Достоинства: точность и объективность.
Недостатки: трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.
Метод прямого счета предполагает определение прибыли по товарному выпуску и по объему реализуемой продукции предприятием. Так, прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп - Стп, [2.1.2]
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп, — полная себестоимость планируемого периода.
Следует также различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп, [2.1.3]
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в планируемом периоде продукции.
Более детально от объема реализуемой продукции в плановом периоде прибыль на реализуемую продукцию определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок, [2.1.4]
где Пон — сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планового периода; Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок — прибыли от остатков нереализуемой продукции в конце планового периода.
Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода.
Нормативный метод. Предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли, на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.
Достоинства: точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
Недостатки: трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).
Метод экстраполяции. Представляет собой анализ динамики за несколько лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Данный метод эффективен для обоснования технико-экономического плана или проекта.
Аналитический метод. Предполагает использование многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В наиболее простом варианте метод сводится к установлению прибыли предыдущего периода (анализ), определение се доли в общем валовом доходе предприятия и на единицу реализованной продукции. В результате путем корректировки с учетом изменения объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.
Аналитический метод основан на построении многофакторных моделей и учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия. Метод может иметь графическую интерпретацию в виде графиков рентабельности, позволяющих определить точку безубыточности предприятия. Алгоритм определения прибыли при данном методе следующий:
1-й этап — анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период;
2-й этап — определяется плановое изменение объемов производства;
3-й этап — устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов;
4-й этап — определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства. [15]