Классификация затрат по характеру и целям
3. Совокупные, предельные и средние издержки
1. Издержки на производство и реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженных в денежной форме. Издержки производства являются важнейшим показателем, необходимым для определения цены предложения, а также для определения эффективности производства в целом.
Основная цель рыночного анализа затрат состоит в выявлении оптимального соотношения между издержками и доходами, т.к. издержки являются основным фактором снижения затрат и повышения прибыли.
В практике ценообразования принято издержки классифицируют по различным признакам.
Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В состав затрат входят следующие элементы:
ü материальные затраты;
ü затраты на оплату труда;
ü отчисления на социальные нужды;
ü амортизация основных фондов;
ü прочие затраты.
Однако для того чтобы осуществлять свою деятельность на рынке, предприятие должно нести, а следовательно учитывать при установлении цены, иные значительные по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называютсяпредпринимательскими. Они включают в себя:
ü бухгалтерские издержки;
ü нормальную предпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансирования капитальных вложений в основные фонды и прироста оборотных средств, затрат на НИОКР, социальные нужды, выплат дивидендов по акциям и отчислений налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
ü налог на добавленную стоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы (если товар предприятия - подакцизный);
ü таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет ВЭД;
ü вмененные (альтернативные) издержки, т.е. это денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.
Рассчитывая вмененные издержки в условиях инфляции, большое значение для любого хозяйствующего субъекта приобретает оценка влияния инфляционного ожидания и темпов инфляции на результаты его деятельности. Вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда следует учитывать при принятии ценовых решений.
2. Все затраты по характеру и целям группируются:
ü по способу отнесения на себестоимость - прямые (на конкретные виды продукции, непосредственно относятся на себестоимость) и косвенные (планируются в целом по предприятию, а затем распределяются по видам продукции);
ü по значению в образовании себестоимости – основные (связаны непосредственно с производством продукции) и накладные (не относятся к производству продукции, связаны с обслуживанием и управлением);
ü в зависимости от изменений объемов производства – условно-постоянные (не зависят от объема производства) и переменные (увеличиваются пропорционально увеличению объема производства).
При анализе политики фирмы в области цен особое внимание следует уделять тем затратам, которые меняются при изменении объемов производства (продаж). Эти затраты имеют приростный характер, так как они реагируют на изменения цен и объемов производства. Действительно, различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и в целом.
Постоянные издержки (FC - англ. fixed cost) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов в производстве.
Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т.п.
Переменные издержки (VС - англ. variable cost) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек - это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предложения.
Практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделении постоянных и переменных затрат состоит в следующем:
ü она помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;
ü она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или иных затруднений;
ü она открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.
3. Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшим анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.
Совокупные (валовые) издержки (ТС - англ. total cost) представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия:
TC=FC+VC.
| |||
Рис. 33. Соотношение постоянных, переменных и совокупных издержек
Предельные (маржинальные) издержки (МС - англ. marginal cost) представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:
.
Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.
В условиях рынка анализ предельных издержек на реализуемую продукцию играет важную роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить - увеличивать или уменьшать выпуск продукции.
Средние издержки (AC - англ. average cost) являются издержками на единицу выпуска продукции:
.
Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) издержек ТС на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить, прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.
Кривая совокупных издержек (ТС) на графике (рис. 34) показывает изменение совокупных затрат на производство продукции на отдельных этапах жизненного цикла товара.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Рис. 34. Изменение совокупных затрат1
На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста совокупных затрат снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек опять возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает. Эта же ситуация определяет вид кривой АС - средних затрат (см. рис. 35).
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Рис. 35. Средние и предельные издержки2
Первоначально средние затраты снижаются достаточно быстро, затем темпы уменьшаются, а в стадии «зрелости» товара начинают расти. Кривая МС - предельных издержек, как раз и определяет темпы изменения средних затрат. Поэтому самая нижняя точка кривой МС характеризует наименьший темп, а точка пересечения (Z) кривых МС и AC - наименьшие средние затраты.
В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы, так как из него следуют важные в практической работе положения:
ü если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные - максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода (MR - англ. marginal revenue) к предельным затратам (MC). В самом деле, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы (MR > МС), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут, и фирме следует расширять производство данного товара;
ü если в результате большим оказывается темп роста затрат (MR < MС), то уровень производства уже выше оптимального и расширение его нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.