Обучение правильному отношению к работе
Обучение работника адекватному отношению к работе, если оно отсутствует или неверно, задача крайне сложная, поскольку мотивы того или иного отношения часто слишком глубоко скрыты в тайниках личности и выявить их за короткое время невозможно. Обычные методы корректировки отношения сводятся к следующему.
(а) Тренировка в производственной обстановке в группе других работников, чье отношение к работе считается правильным. Как правило, разумной альтернативы этому методу не существует, но это очень медленный способ обучения, и он не принесет никакого успеха, если отношение других работников, призванных служить корректирующим фоном, неадекватно или неверно. По этой причине неуместно включать нового работника в группу, где есть раздраженные или недовольные работники.
(б) Обучение в процессе работы путем прикрепления новичка к старшему и опытному работнику, который обладает правильным отношением к работе и личными качествами, способствующими формированию у новичка правильного отношения к работе. Примерами этого метода являются наставничество и работа с личными ассистентами.
(в) Обучение с отрывом от производства, в процессе которого группа работников разбирает ситуационные примеры, специально разработанные для формирования правильного отношения к работе. Как правило, подобную группу делят на две подгруппы, каждая из которых потом дает отчет всей группе. Таким образом, обсуждение в малых группах затем подкрепляется обсуждением и обменом мнениями в большой группе. Это полезный способ обучения, поскольку ситуационные примеры могут быть разработаны с учетом специфических условий и потребностей именно этой группы. Однако иногда обсуждение смоделированных ситуаций не позволяет обучаемым работникам выразить эмоционально верное отношение. А кроме того, ленивый работник, даже участвуя в группах обсуждения, может устраниться от обсуждения.
(г) Обучение с отрывом от производства путем участия в ролевых играх, в которых заданная ситуация доведена до состояния кризиса. Роли участников ситуации распределяются среди работников, от них требуется воспроизведение в заданной ситуации поведения, характерного для тех специалистов, чьи роли они исполняют. Могут разыгрываться ситуации, связанные с увольнением работника, беседой с проблемным клиентом или переговорами с профсоюзами. Этот метод, как правило, очень нравится обучающимся, которые с готовностью демонстрируют эмоциональную вовлеченность, иногда
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
очень активную. При данном методе обучения инструктор может быть уверен, что даже ленивые работники вовлечены в обучение, — он раздает им роли, которые те вынуждены играть. Часто в учебных целях используется аудио- и видеозапись с последующим разбором ролевого поведения каждого участника и коллективным обсуждением разыгранной ситуации. Те, кто не участвовал в ролевой игре, могут дать свои комментарии или при повторении игры сыграть одну из ролей. Существует мнение, что этот метод позволяет существенно корректировать отношение работника, но даже в этом случае многое зависит от той поддержки коллег, которую получит работник при возвращении на свое место работы.
(д) Т-группы — это метод обучения с отрывом от производства (Т в названии метода от англ. training — обучение. — Прим. пер.), который стал особенно модным в последние десятилетия. Группа обучающихся (ее численность, как правило, не превышает 12 человек) занимается исключительно тем, что обсуждает поведение в процессе работы каждого из ее участников. Начало обсуждения обычно дается группе с большим трудом, члены группы испытывают неловкость и скованность, затем обсуждение становится более активным, иногда даже чрезмерно эмоциональным, участники группы азартно критикуют друг друга за отношение к работе, некоторые при этом жестко критикуют и себя. Собрания группы проводятся обычно в течение нескольких дней; некоторые из участников находят их увлекательными, для других они неприятны. Целью работы Т-групп частично является попытка спровоцировать сдвиги в отношении и поведении работников путем демонстрации им того, что думают о них окружающие, частично — показать важность личного поведения в групповом процессе (а именно таковыми является практически все виды деятельности), а частично — улучшить навыки социального взаимодействия членов группы. Эту форму обучения еще никогда по-настоящему не пытались проверить на действенность;
ее влияние на некоторых индивидуумов является достаточно психологически травмирующим, а многие считают эти занятия совершенно бесполезными, так как, возвращаясь в привычную и нередко неприветливую рабочую среду, они не имеют возможности применить приобретенные социальные навыки.
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УМЕНИЮ
Определение
В Словаре терминов профессиональной подготовки дается следующее определение умения:
22. Методы профессионального обучения
Организованная и скоординированная модель умственной и/или физической деятельности в отношении объекта или иного хранилища информации, как правило, состоящая из процессов восприятия и действия. Умение строится постепенно на основе серии повторяющихся методов обучения или ином практическом опыте. Оно серийно, каждая часть его зависит от предыдущей серии и обусловливает последующую. Умение можно описать как воспринимаемое, двигательное, физическое, интеллектуальное, социальное и т.д., в соответствии с контекстом наиболее важного аспекта модели умения.
(В данном случае процессы восприятия обеспечивают ввод чувственных данных, а процессы действия — ответную реакцию или результат.)
Более кратко умение можно охарактеризовать как практикуемый экспертный способ восприятия соответствующего стимула и ответные действия на него. Следовательно, обучение умению состоит из следующих шагов.
(а) Распознавание стимулов, например, способность оценить степень однородности исходного материала.
(б) Правильная реакция, например задание верного угла наклона резца плотником.
(в) Организация серии действий, причем каждая ответная реакция должна обеспечивать новый стимул, который, в свою очередь, провоцирует новую, более содержательную ответную реакцию.
Умение отличается от задач или функций тем, что представляет собой модель поведения, а функция — это вид деятельности (например, отбор персонала, организация процесса выработки решений, аттестация работы персонала), который, как правило, требует проявления нескольких (иногда не связанных) видов умений. Таким образом, хотя мы иногда применяем выражение «умение вести собеседование», но проведение собеседования — это на самом деле функция, требующая наличия ряда умений — умения общаться, слушать, анализировать и интерпретировать информацию и т.д.
Умения в отношении трудоустройства могут быть категоризированы следующим образом.
(а) Технические умения, которые связаны с работой с физическими объектами или процессами.
(б) Межличностные умения, необходимые для действий в команде, для руководства другими и для успешного общения.
(в) Умение принимать решения и методики решения проблем.
(г) Умение собирать и добывать, а также распространять информацию, т.е. обработка информации.
Практические аспекты управления человеческими ресурсами