Факторы конкурентоспособности организации
Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации
Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с.245].
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".
Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).
Факторы конкурентоспособности организации
Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.
С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы [11, с.211].
Внешними факторами являются:
уровень открытости экономики страны;
уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
налоговые ставки;
процентные ставки;
научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
национальная система стандартизации и сертификации;
качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
климатические условия и географическое положение страны или региона.
В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:
конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.
1) Структурные:
прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);
миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;
совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;
уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;
уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;
уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;
совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;
сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.
2) Ресурсные:
уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;
доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.
3) Технические:
удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;
уровень качества изготовления товаров.
4) Управленческие:
уровень конкурентной стратегии предприятия;
уровень конкурентоспособности менеджмента;
уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;
уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;
уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;
уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.
5) Экономические:
показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;
финансовая устойчивость функционирования предприятия;
доля экспорта наукоемких товаров.
Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.