Понятие и формы предварительного расследования
Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела. В этой стадии органы предварительного расследования принимают меры к установлению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, выясняют все обстоятельства его совершения; виновность обвиняемого в совершении преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и т.д. (ст. 89 УПК).
В ходе предварительного расследования не только создаются необходимые условия для правильного рассмотрения дела в суде, но решаются и частные задачи, а именно: раскрытие преступления; выявление обстоятельств, способствовавших его совершению; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела с целью изобличения виновных, создания необходимых предпосылок для подготовки, назначения и проведения судебного разбирательства.
Стадия предварительного расследования является обязательной для большинства уголовных дел. Исключение составляют лишь дела частного обвинения и ускоренного производства. Однако в предусмотренных законом случаях предварительное расследование может быть произведено и по этим делам.
Именно на этой стадии происходит уголовное преследование виновных и отказ от уголовного преследования невиновных, привлечение лица в качестве обвиняемого и определяются пределы последующего судебного разбирательства.
Стадия предварительного расследования заканчивается направлением уголовного дела прокурором в суд либо прекращением предварительного расследования.
Таким образом, предварительное расследование представляет собой одну из стадий уголовного процесса, содержание которой заключается в деятельности органов предварительного расследования и прокурора по уголовному преследованию виновных и отказу от уголовного преследования невиновных, обеспечению обоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Предварительное расследование не только создает необходимые условия для рассмотрения дела в суде, но имеет и самостоятельное значение. Так, на этой стадии уполномоченные законом должностные лица и органы принимают в ходе расследования меры по предупреждению и пресечению преступлений, а также прекращают производство по уголовному делу по результатам предварительного следствия и дознания независимо от судебного разбирательства.
Значение данной стадии состоит еще и в том, что обеспечивается реализация уголовной ответственности или же реабилитация невиновного. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведения предварительного расследования служит прокурорский надзор, процессуальный ведомственный контроль и судебный контроль за действиями и решениями органа дознания, лица, производящего дознание и следователя.
Предварительное расследование имеет и важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности на этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу.
Основу структуры предварительного расследования образуют такие его этапы, как общее расследование, суммарное производство и специальное расследование.
Общее производство ведется еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Даже если в это время уже имеются подозрения против какого-либо конкретного лица, оно не только считается невиновным в силу закона (презумпция невиновности), но пока не считается виновным даже органами уголовного преследования, поскольку обвинение против него официально еще не выдвинуто. Процессуальное содержание этапа общего расследования составляет, как правило, производство первоначальных следственных действий, а также (при наличии к тому оснований) задержание подозреваемого.
Сущность суммарного производства заключается в том, что после того, как предполагаемый виновный установлен, необходимо оценить совокупность собранных по делу доказательств (как бы суммировать их), предъявить этому лицу обвинение и выяснить его доводы в свою защиту. То есть этап суммарного производства предназначен для выдвижения первоначального обвинения и конкретизации позиции, занятой стороной защиты. Этому этапу соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об избрании ему меры пресечения.
Специальное расследование производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты, выдвинутых в ходе или после суммарного этапа, еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. Этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением постановления о передаче дела прокурору для направления в суд.
Следует также выделять и четвертый этап предварительного расследования - деятельность прокурора по делу, поступившему для направления в суд, поскольку данный этап формально считается частью рассматриваемой стадии.
УПК предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:
- единые задачи - ст. 7 УПК;
- равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 27 УПК);
- соблюдение единой процессуальной формы при производстве по уголовным делам;
- равное доказательственное значение установленных по делу фактов;
- как следователь, так и лицо, производящее дознание, наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст. 36, 39 УПК);
- как следователь, так и лицо, производящее дознание, наделены в основном процессуальной самостоятельностью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное, своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;
- правила, закрепленные в гл. 22 УПК, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.
Вместе с тем между предварительным следствием и дознанием имеются отличия:
- по органам (предварительное следствие производят следователи СК, КГБ, а дознание – органы дознания, перечисленные в ст. 37 УПК);
- по объему расследования (органы дознания осуществляют производство только неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам, дальнейшее расследование по которым вплоть до окончания проводит следователь);
- по срокам (ст. 186, 190 УПК);
- по степени процессуальной самостоятельности (постановления лица, производящего дознание, о производстве процессуальных действий, перечисленных в ч.5 ст. 38 УПК, подлежат утверждению начальником органа дознания. Кроме того, лицо, производящее дознание, не обладает правом, предусмотренным ч. 4 ст.36 УПК, которое предоставляется следователю. Следователь может приостановить исполнение ряда указаний надзирающего прокурора и начальника следственного подразделения в случае их обжалования соответственно вышестоящему прокурору и вышестоящему начальнику следственного подразделения).
При наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности, определенной ст. 182 УПК, или возбуждает уголовное дело. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По возбужденному уголовному делу лицо, производящее дознание, проводит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
Следует иметь в виду, что указанный перечень неотложных следственных и других процессуальных действий является исчерпывающим.
Рассматриваемая деятельность органа дознания должна быть осуществлена в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, после чего уголовное дело подлежит передаче следователю. По переданному делу орган дознания может производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, а также обязан производить оперативно-розыскные мероприятия, если не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, до его установления.