Организационно-методические указания. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра «Финансы и кредит»

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

По направлению 080100.62 «Экономика»

Санкт - Петербург

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой финансов и кредита. Протокол от 28 июня 2007 г.№ 10

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов. Протокол от 29 июня 2007 г. № 10.

Сланов Валерий Павлович

Ценообразование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007 – 125 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Ценообразование» предназначен для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» очной, очно-заочной и заочной форм обучения. В состав Учебно-методического комплекса входят: Рабочая учебная программа дисциплины, Общие методические указания по изучению дисциплины, Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине, Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………. .4

2. Общие методические указания по изучению дисциплины…………..22

3. Методические рекомендации к семинарским занятиям ……..……....69

4. Методические рекомендации по выполнению контрольных

работ………………………………………………………………………99

5. Порядок проведения контроля качества подготовки

студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов…108

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель данной дисциплины - формирование у студента цельной системы экономического мышления и знаний в области рационального управления ценообразованием для достижения поставленных предприятием целей при работе на рынке, овладение теоретических основ ценообразования и их практического воплощения. Овладение современными методами ценообразования означает умелое использование в практической работе комплекса политических, экономических, психологических и социальных факторов. Изучение данной дисциплины позволит получить необходимые знания в вопросах механизма ценообразования, определения ценовой политики и ценовой стратегии развития предприятия, таможенно-тарифного регулирования цен и т.д.

Предметом изучения дисциплины «Ценообразование» являются цены предприятия, их классификация, механизмы их образования, определение ценовой политики и ценовой стратегии развития предприятия..

Задачи изучения дисциплины:

- формирование у студентов теоретических и практических навыков в области ценообразования при работе на рынке;

- изучение сущности, принципов и методологии ценообразования на предприятии в условиях рыночной экономики;

- ознакомление со специфическими особенностями ценообразования в прикладных сферах.

Организационно-методические указания

Дисциплина «Ценообразование» входит в цикл специальных дисциплин. Она является синтетической областью знаний, где используется терминология и методы других дисциплин. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов микро- и макроэкономика, Менеджмент, Финансы, Экономика организации, Деньги, кредит, банки. Студенты должны оперировать такими экономическими категориями как: затраты, прибыль, цена, методы ценообразования, спрос и предложение, ценовая политика, ценовая стратегия, система цен в экономике и рассчитывать соответствующие показатели. Знания, полученные по данной дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Мировая экономика», «Экономический анализ», «Бухгалтерский учёт», «Финансы предприятий», «Управление затратами», «Финансовый менеджмент».

В результате изучения курса студент должен знать:

· теоретические основы ценообразования;

· экономическую природу, функции цены, механизм ценообразования, формирование цены на макроуровне;

· сущность, объективную необходимость, взаимосвязь и взаимозависимость системы цен, различать разновидности цен;

· основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;

· содержание основных методов ценообразования;

· принципы рационального ценообразования на предприятии в условиях рыночной экономики

· специфические характеристики ценообразования на различных рынках;

· закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;

· опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования;

· место курса в системе полученных знаний по специальности (направлению);

· взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления

В результате изучения курса студент должен уметь:

  • самостоятельно и эффективно применять теоретические положения, идеи, методы, правила, особенности формирования цен в прикладных сферах для решения конкретных практических задач в области ценообразования предприятия.
  • выделить основные ценообразующие факторы;
  • применить известные методы ценообразования;
  • оценить эластичность спроса;
  • обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;
  • провести статистические и прогнозные исследования динамики цен;
  • осуществить анализ безубыточности ценовых решений.

Данный курс предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий, проведение компьютерной деловой игры «Бизнес: Корпорация плюс», подготовку рефератов и выступление с докладами. В процессе самостоятельной работы предусмотрено выполнение контрольных работ. Семинарские занятия по отдельным темам проводятся в компьютерном классе.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине «Ценообразование» включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины «Ценообразование» проводится в форме контрольных работ, тестирования и зачетов по отдельным темам.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Ценообразование», контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности и используются при подготовке выпускной квалификационной работы Дополнительную информацию методического характера можно получить в «Методических рекомендациях по проведению контроля учебного процесса», «Методических указаниях по написанию, оформлению и защите выпускных (дипломных) работ» и «Программе итоговой аттестации».

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации