ЭИО с правовой точки зрения
1. Экспорт:
Ø Товаров собственного производства
Ø Товаров несобственного производства
- право собственности переходит к экспортеру
- право собственности не переходит к экспортеру.
2. Импорт:
Ø Товаров собственного производства
Ø Товаров несобственного производства
- право собственности переходит к импортеру
- право собственности не переходит к импортеру.
Экспортно-импортные операции сопряжены с пересечением государственных границ и таможенных территорий стран – участниц подобных операций.
Таможенная территория – это территория, на которой осуществляется контроль за ввозом и вывозом товаров. Таможенные границы могут совпадать с государственными, быть значительно шире государственных, быть уже государственных (на территории свободных экономических зон подобная территория отсутствует).
Правовые и организационные основы таможенного дела отражены в таможенном кодексе, который направлен на защиту национального суверенитета и активизацию мирохозяйственных связей. Именно в таможенном кодексепомещены основные понятия и термины таможенной практики.
Таможня– государственное учреждение, контролирующее ввоз и вывоз товаров, пропускаемых через таможенную границу. Она регулирует квотирование и лицензирование экспортных товаров, реализует экспортные и импортные тарифы государства, определяет таможенную стоимость товаров.
Таможенная стоимость – включает стоимость товара по счет-фактуре, а также фактические затраты – транспортировка, погрузка, страхование до таможенной границы, комиссионные и брокерские, плата за использование объектов интеллектуальной собственности.
Таможенные формальности – предусмотренные законом требования и условия, по которым люди, багаж, грузы могут быть пропущены через таможенную границу посредством таможенного контроля.
Таможенный контроль – действия таможенных властей по осмотру багажа, грузов, транспортных средств с целью предупреждения контрабанды и контроля за выполнением правил внешней торговли.
Таможенный режим – положение, которое определяет статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу.
Различное место и роль стран в мировой экономике определяют различные направления политики в области ЭИО, что получило название внешнеторговой политики.
Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами с целью изменения степени и способа включения данной страны в МРТ, изменения структуры и объема экспорта и импорта, изменения соотношения экспортных и импортных цен и др.
Существует два основных направления внешнеторговой политики – политика свободной торговли и политика протекционизма.
Политика свободной торговли (либерализация) означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Оно заключает договора с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым. В чистом виде нигде и никогда не применялась.
Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах он является необходимым условием индустриализации. Однако слишком длительное применение приводит к экономическому застою. Основными видами протекционизма являются: селективный (в отношении отдельных товаров или стран, крайняя форма – эмбарго), отраслевой (защищает наиболее уязвимые отрасли, например, сельское хозяйство), временный (применяется при спаде производства). Крайняя форма – экономическая автаркия, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт допускается лишь в той мере, чтобы обеспечить импорт.
Протекционизм активно применяется разными странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющей конкуренции.
Для проведения внешнеторговой политики государство использует различные инструменты – государственные заказы, льготы, поощрения, запреты (на экспорт или импорт какой-либо продукции или в отношении определенной страны – эмбарго), системы договоров. Однако чаще всего применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной внешнеторговой политики. К ним относятся тарифы и нетарифные барьеры.
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы – систематизированные перечни ставок таможенных пошлин.
Таможенные тарифы могут быть одноколонными (простой тариф, при котором величина пошлины едина вне зависимости от происхождения товаров; главный его недостаток – не позволяет гибко менять величину пошлины и использовать их при решении торгово-политических задач) и многоколонными (устанавливают для каждой группы товаров две или большее количество ставок; обычно включают колонку максимальных (генеральных) пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин.
Под таможенной пошлиной понимается налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям: