Особенности построения цепей поставок транснациональных корпораций

ТНК начинают свой выход на рынки других стран путем косвенного или прямого экспорта.

Косвенный экспорт – торговля через отечественного посредника. Преимущество – легкость управления: имея небольшой опыт экспортной торговли могжно полагаться на компетентность партнера по каналу.

Прямой экспорт –производитель работает напрямую с иностранными посредниками. Требует большего культурного опыта, позволяет лучше понимать рынок и осуществлять больший контроль.

Прямые (иностранные) посредники Косвенные (отечественные) посредники
Брокеры, оптовики, представители производств, ритейлоры, дистрибьюторы, дилеры, комиссионеры по импорту, агенты по управлению импортом, лицензиаты, франчайзеры, контрактные производители Брокеры, агенты производителей по экспорту, компании по управлению экспортом, отечественные оптовики, экспортеры, дополнительные продавцы, комиссионеры по экспорту

Стратегии выхода на рынок:

Лицензирование – производитель предоставляет иностранной компании право на патент или использование торговой марки. Преимущество этого метода в том, что правительства ряда стран предпочитают именно его, недостаток – в зависимости производителя от лицензиата.

Франчайзинг – форма лицензионного соглашения, при котором производитель предоставляет иностранной компании права на ведение бизнеса в установленном порядке. Преимущества и недостатки аналогичны лицензированию, но производитель в большей степени контролирует ситуацию, поскольку франчайзинговое соглашение более подробное, чем лицензионное.

Контрактное производство – компания поручает производство своих продуктов иностранной фирме на контрактной основе. Причем эта фирма осуществляет не только сборку, но и полный производственный цикл, в зависимости от интересов фирмы-производителя.

Необходимо определить тактику и правилаведения игры: компания и ее продукты должны адаптироваться к культуре и политике иностранных государств.

Если контролировать международную деятельность, улучшая отношения с местными дистрибьюторами, а не просто приобретать их в собственность, можно разработать более долгосрочные задачи для местных дистрибьюторов, ставя перед ними локальные цели в рамках региональной реализации своей международной стратегии.

Критерии отбора международных торговых партнеров: Охват рынка, Знание рынка, Инвестиции, Товарные линии, Полит. климат, Способность к изменениям, Используемые технологии, Финансовая устойчивость, Руководство, Текучесть кадров, Качество – каждому присваивается коэф. значимости.

Правила международного бизнеса:

1)от продавца ожидают, что он будет приспосабливаться к покупателю

2) от гостя ожидают соблюдения местных обычаев

Отличия в управлении международным каналом и каналом внутри страны:

1) наличие культурных различий между компаниями

2) сложность из-за различий в законодательстве.

3) географическая удаленность.

4) беспокойство в связи с «серыми» рынками, или параллельным импортом

Особенностью успешных транснациональных корпораций является построение цепочек поставок на базе трех «А»

1)подвижность (agility) - Быстро реагировать на краткосрочные изменения спроса или предложения и экономически эффективно справляться с нарушением нормальных условий внешней среды..

Методы

· Создание и поддержание потока информации между компанией и ее поставщиками и клиентами.

· Развитие сотрудничества с поставщиками.

· Планирование операций по принципу «отсрочки дифференциации».

· Создание резервов в форме запаса недорогих, но важных компонентов.

· Наличие надежной логистической системы.

· Разработка планов действий в непредвиденных ситуациях и формирование групп кризисного управления.

2)адаптивность (adaptability) - Корректировать сети поставок к новым условиям при структурных сдвигах на рынках; вносить изменения в сеть поставок в соответствии со стратегиями, продукцией и технологиями.

Методы

· Отслеживание ситуации в экономике разных стран мира для выявления новых источников снабжения и рынков.

· Привлечение посредников для поиска новых поставщиков и логистической инфраструктуры.

· Оценка потребностей конечных потребителей, а не только непосредственных клиентов.

· Обеспечение гибкости в процессе создания продуктов.

· Определение стадии технологического и жизненного цикла продуктов компании.

3)согласованность (alignment) - Создавать стимулы для улучшения показателей деятельности, согласовывать интересы партнеров по цепочкам поставок со своими интересами.

Методы

· Свободный обмен информацией и знаниями с поставщиками и клиентами.

· Четкое определение функций, задач и обязанностей для поставщиков и клиентов.

· Справедливое распределение рисков, затрат и доходов в связи с программами совершенствования.

Наши рекомендации