Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства. Это целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. ВЭС являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны, обеспечивающей ее приобщение к мировой науке и технике, промышленности и культуре.
Среди важнейших форм ВЭС следует выделить: внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами; межгосударственные, связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции.
Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу.
Межгосударственная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда, взаимодействия и взаимопроникновения их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Сформировалось два важнейших направления интеграции в мировую экономику: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций).
Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами данного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охватывает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.
Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту).
Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки.
Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.
Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.
Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.
Определяющей целью развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Достижение этих целей в современных условиях невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам.
Для осуществления регулирования ВЭС государство вырабатывает внешнеэкономическую политику.
Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Следовательно, внешнеэкономическая политика
— это целенаправленная деятельность государства определению режима регулирования ВЭС.
Во внешнеэкономической политике каждой страны есть широкий спектр направлений, отражающих национальные интересы и интересы других стран.
Среди первоочередных задач формирования внешнеэкономической политики следует выделить создание законодательной базы ВЭД и разработку практических методов ее реализации.
Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика.
Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках должен отдаваться странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.
Целесообразно постоянное обновление структуры экспорта и продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой.
Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно и нецелесообразно производить в стране.
Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифноё регулирование.
Политика стимулирования экспорта направлена на рёализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества; стимулирование конкуренции отечественных предприятий с зарубежными; повышение масштабности отечественного производства конкурентоспособной продукции.
Стимулирование экспорта осуществляется практически всеми промышленно развитыми странами. Государства разрабатывают и осуществляют долгосрочные комплексные и целевые программы содействия предпринимателям в экспортной деятельности.
США, страны ЕС, Япония предоставляют предпринимателям льготные кредиты и субсидии, налоговые преференции, страхуют внешнеторговые операции, поддерживают благоприятный уровень валютного курса. Применяется ускоренная амортизация. Система государственного страхования, заключаемых предпринимателями внешнеторговых контрактов от риска охватывает 100 % политического риска (банкротств
контрактов, потери от инфляции, колебания валютного курса и т.п.).
Стимулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется также путем обеспечения доступа ее участников к внешнеэкономической информации, включая конъюнктуру мировых рынков. Подлежат публикации все документы, которые могут затронуть интересы потёнциальных экспортеров и импортеров.
Политика привлечения иностранных инвестиций призвана решать следующие задачи:
• использование в стране передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования;
• увеличение национального производства, в том числе производства продукции на экспорт;
• содействие структурной перестройке экономики, включая разумное импортозамещение;
• расширение масштабов отечественного накопления капитала.
Цель валютной политики — создание условий для развития международных экономических отношений путём воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. Валютная политика может реализовываться различными методами и инструментами.
Среди административных методов различают: государственный контроль за валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмён валюты.
По мере расширения внешнеэкономических связей возникает потребность в новых инструментах для оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве, содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важным для страны является вступление ее в международные организации.
Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической политики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на импорт.
Первой модели следовали в конце ХIХ в. США, после Второй мировой войны — страны Запада, Япония, а за ними — новые индустриальные государства.
Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны.
Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение импорта и достижение экспортно-Импортной сбалансированности.
Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обеспечении научно обоснованного их прогнозирования и планирования.