Вопрос 2.Принципы построения бюджетной системы РФ
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
7. Принцип гласности.
Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
8. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Билет №9
1 Рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.
Формирование цен на рынке труда. Рынок труда - это та составляющая рыночной экономики, где формируется общественная оценка различных видов услуг рабочей силы. Она представляет собой не что иное, как среднестатистическую заработную плату в различных отраслях, регионах, по категориям работников, профессионально-квалификационными группами, в зависимости от возраста, стажа, пола и т.д.. Итак, рынок труда, так сказать, «заключает» заработную плату, ситуации и статистически «усредняет» ее, следуя сложившихся в обществе пропорций относительно распределения необходимого продукту.
Среднестатистическая заработная плата используется социальными партнерами как ориентир для формирования тарифной системы, проектирование среднего уровня заработной платы труда конкретного профессионально-квалификационной группы работников. Уже это дает основания рассматривать рыночное саморегулирование как элемент организации заработной платы, представляет собой процесс систематического самостоятельного корректировки заработной платы. Такая корректировка осуществляется каждым предприятием с учетом изменения среднестатистической вознаграждения за услуги рабочей силы. Составной рыночного саморегулирования заработной платы является конъюнктура рынка труда. Последний, как и любой другой рынок, является системой, которая постоянно стремится к поддержанию баланса спроса и предложения.
Дискриминация на рынке труда. Дискриминация - это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация). Основанием для дискриминации на рынке труда выступают расовые, этнические, гендерные, возрастные и другие характеристики рабочей силы.
Выделяют несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.
1. Дискриминация при найме на работу (или при увольнении с работы) - когда ту или иную группу трудоспособного населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.
2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям - когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям несмотря на то, что они способны выполнять эту работу. Этот вид дискриминации называют также профессиональной сегрегацией (ограничением в правах). В результате профессиональной сегрегации работники недискриминируемой группы получают более высокую зарплату за счет работников дискриминируемой группы. Однако последние не получают зарплату меньше своего предельного продукта.
3. Дискриминация при оплате труда - возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. В этом случае различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности (производительности) труда.
4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере - когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Этот вид дискриминации аналогичен профессиональной сегрегации, но в данном случае ограничение прав происходит по вертикали, в должностной иерархии.
5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки - может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести к дискриминации на рынке труда, так как получение образования обычно предшествует выходу на рынок труда и трудовой деятельности. Но несмотря на "дотрудовой" характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия тесным образом связаны с функционированием профессионального рынка труда.
Таким образом, дискриминация - сложное явление, в котором объединяются и дискриминационные различия в зарплате, и другие неравные возможности на рынке труда. При этом необходимо понимать, что неравная оплата за работу, сравнимую по своей ценности, - это не обязательно дискриминация, в то время как равная оплата за работу равной ценности не обязательно означает отсутствие дискриминации.
Равновесие на рынке труда. Равновесие на рынке труда — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.
2 вопрос. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.
Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.
1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.
Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:
· налог на добавленную стоимость,
· акцизы,
· единый социальный налог,
· налог на доходы физических лиц,
· налог на прибыль организаций,
· налог на добычу полезных ископаемых,
· водный налог,
· государственная пошлина,
· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
-таможенная пошлина
Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:
· налог на имущество организаций,
· транспортный налог,
· налог на игорный бизнес.
Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:
· налог на имущество физических лиц,
· земельный налог.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
· упрощенная система налогообложения,
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.
Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.
Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.
Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:
а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;
б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).
Виды ответственности налогоплательщиков - ответственность, которую несет налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях в виде: а) взыскания всей суммы сокрытогоили заниженною дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объектналогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммыи штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия илизанижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурораможет быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммыдохода (прибыли); б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектовналогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка,повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10%доначисленных сумм налога; за непредставление или несвоевременное представление в налоговый органдокументов, необходимых для исчисления, а т.ж. для уплаты налога, - в размере 10% причитающихся куплате по очередному сроку сумм налога; в) взыскания лени с налогоплательщика в случае задержки уплатыналога - в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная сустановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотреныиные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности; г)других санкций, предусмотренных законодательными актами. Взыскание недоимки по налогам и другимобязательным платежам, а т.ж. сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством,производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взысканиенедоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствиятаковых - на имущество этих лиц. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налоговогозаконодательства, привлекаются и установленном законом порядке к административной, уголовной идисциплинарной ответственности.
Билет №10