Формы предварительного расследования

Традиционно, то есть убрать в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указать статью существует две формы предварительного расследования:

- Предварительное следствие; в строчку без дефисов

- Дознание.

Учеными по-разному воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме нет такой уже давно! Читайте дальше сами этот параграф. Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административной деятельностью, самостоятельной расследования. Оптимальным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме как особого досудебного производства.

Другие ученые, например А.П. Рыжаков, считают, что существует еще такая форма предварительного расследования, как смешанное предварительное расследование (по делам, для которых предварительное следствие обязательно) и последующее предварительноерасследование.2

Но мне кажется, это нельзя считать третьей формой предварительного расследования, я считаю, что в этом случаем, происходит смена одной формы предварительного расследования (дознания) на другую предварительное следствие.

И так, уголовно-процессуальное законодательство различает две формы предварительного расследования. Они различаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые их производят.

Основной формой предварительного расследования принято считать предварительное следствие, которое производит следователями различных ведомств. По делам о некоторых преступлениях предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор или суд. Независимо от характера совершенного преступления совершенного преступления предварительное следствие обязательно по делам о преступлениях несовершеннолетними, а так же лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Предварительное следствие обязательно и по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а так же о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления.

Второй формой предварительного расследования является дознание. И пишите дальше про форму расследования! Зачем перепрыгиваете на взаимодействие?

Без эффективного взаимодействия органов следствия и органов дознания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного преступления. Дознание – это форма расследования, а орган дознания это субъект выполнения поручения следователя, то есть это совсем разные вещи Существуют две группы форм взаимодействия между органами предварительного расследования:

1. Процессуальные почему они так названы? формы взаимодействия:

- выполнение поручений следователя;

- содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела;

- возбуждение уголовного дела, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий и передача их следователю, который ведет дальнейшее расследование;

- использование следователем данных, полученных органам дознания с помощью оперативно розыскных мер;

- совместное согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому предварительное следствие обязательно.

2. Организационные почему так названы? формы взаимодействия:

- совместная согласованная деятельность в составе следственно оперативных групп;

- немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия;

- организация следственно0оперативных групп (бригад), в которые включены следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;

- согласование планирование следственных, оперативно-розыскных действий;

- выступление перед населением и проведение профилактики мероприятий;

- межведомственные оперативные совещание работников прокуратуры, следствия, дознания;

- совместное проведение занятий.1

§ 1. Предварительное следствие. Почему первый? По оглавлению § 2.1. Предварительное следствие

Перейдем к рассмотрению первой формы предварительного расследования – предварительному следствию. Органом предварительного расследования является следователь.это откуда Вы такое взяли? Так у УПК?

Хотя следователи относятся к различным каким? ведомствам объем их полномочий и процессуальное положение одинаковы. Следователь призван где это написано? раскрыть преступление и установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц. причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав. За действиями следователя производит контроль начальник следственного отдела. Такого участника нет! Дальше параграф читайте сами!

Как субъект уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.2

Но закон предусматривает и возможность для следователя, при несогласии с указаниями прокурора не выполнить указание и направить все материалы вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановление следователя, по находящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых следователь производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.1

Следователь наделен определенными правами в отношении органов дознания. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь может в любой момент принять дело к своему рассмотрению, не дожидаясь, выполнение всех неотложных действий, предусмотренных. На практике следователи органов внутренних дел значительное число уголовных дел возбуждают лично и полностью проводят по ним предварительное расследование.

Предварительное следствие – это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.2

В деятельности следователя существенное значение приобретают криминалистические значение и опыт, которые создают условие для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации. Эти знания и опыт является необходимой предпосылкой и для активизации воссоздающего воображения. На предварительном следствии процесс познания отличается определенной неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полностью регулированию лицом, осуществляющим познание.

Следователю в своей деятельности нужны определенные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т.д. В ходе предварительного следствия следователю необходимо преодолевать сопротивление со стороны незаинтересованных в успешном расследовании лиц. Пожалуй, нет другого вида человеческой деятельности, успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересованные лица и группы людей.

Деятельность следователя характеризуется:

1) процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально ролевой функции следователя;

2) познавательно-поисковой направленностью;

3) оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия);

4) направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;

5) наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.1

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса.

Профессор В.П. Божьев выделяет общие условия предварительного следствия, они имеют много сходства с общими условиями предварительного расследования профессора К.Ф. Гуценко, но и имеют много дополнений. Это такие общие условия как:

1) своевременное начало предварительного следствия;

2) соблюдение места и сроков производства предварительного следствия;

3) соблюдение подследственности;

4) соединение и выделение уголовных дел;

5) применение мер по установлению и устранению причин и условий способствующих совершению преступлений;

6) обязательное удовлетворение ходатайств имеющих значение для дела;

7) участие переводчика, понятых и специалиста;

8) признание в качестве потерпевшего и гражданского истца; привлечение в качестве гражданского ответчика; обеспечение следователем возмещения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

9) участие защитника;

10) применение научно-технических средств;

11) соблюдение порядка сношения следователя соответствующими органами зарубежных стран;

12) недопустимость разглашения данных предварительного следствия;

13) обжалование действий и решений следователя;

14) составление процессуальных документов при производстве предварительного следствия.

В заключении рассмотрения параграфа о предварительном следствии, обязательное присутствие понятых на некоторых следственных действиях.

§ 2. Дознание.см.оглавление

И, наконец, переходим к следующему параграфу – дознание. Для начала рассмотрим, что же такое дознание. убрать

Дознанием называется, первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором фиксируются следы преступления и производятся неотложные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника. Статью упк

Производство дознания осуществляется на основании того же законодательства, что и предварительное следствие. Убрать Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

В ст. какой? УПК указывается перечень органов дознания: мы с Вами уже определились, что орган дознания и форма дознания – это разные вещи! Зачем здесь про них?

- органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

- органы федеральной службы безопасности;

- начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.;

- органы федеральной пограничной службы;

- капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании;

- руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях;

- Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

- таможенные органы;

- органы Федеральной службы судебных приставов.

Основное место среди этих органов занимает полиция. На нее возложена обязанность, принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы.

Надзор за деятельностью полиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и начальники военных учреждений в праве возбуждать дела в пределах своей компетенции. Дознание по этим делам проводят дознаватели, которые назначаются командиром воинской части, на два года, из числа более подготовленных офицеров.

Органы службы безопасности осуществляют дознание по особо опасным государственным преступлениям. Вся тяжесть расследования этих преступлений лежит на следователях Федеральной службы безопасности, а помощь им оказывают оперативные отделы, выступающие в роли дознания.1

Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы действуют как органы дознания по делам совершенным в расположении исправительного учреждения, заключенными либо сотрудниками. Дознание проводит либо сам начальник, либо кто-то из командного состава по письменному распоряжению начальника.

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Дознание является дополнительным средством к разрешению основных задач этих органов.

Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы пользуются правилами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании производят дознание, по делам совершенным на судне лично или назначает одного из своих помощников дознавателем. Капитан в праве задерживать, в одном из помещений лиц которые угрожают безопасности судна, до передачи их в один из портов Российской Федерации либо на военный корабль.

Руководители геологоразведочных партий и зимовок осуществляет деятельность органа дознания только при отсутствии транспортных деятельности органа дознания только при отсутствии транспортных связей, а при других обстоятельствах дознание ведется соответствующими территориальными органами.

Главное управление налоговых расследований является органом дознания по налоговым преступлениям.

Правами органов дознания обладают: Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управления, отделы департамента налоговой полиции.

Таможенные органы Российской Федерации обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.

В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, органами дознания являются Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможня Российской Федерации, таможенные посты.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целом выявления и раскрытия преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:

a) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

b) дознание;

c) досудебную подготовку материалов в протокольной форме;

d) производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

e) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.1

Существует две формы дознания:

1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Если первичный материал о преступлении, по которому требуется обязательно предварительное следствие, поступает непосредственно в милицию, а следователь по каким-либо причинам не может приступить к расследованию, орган дознания возбуждает уголовное дело и руководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса, производит неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступлений.

Выполнив неотложные следственные действия органы дознания обязан передать дело следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю органа дознания уже не в праве самостоятельно, без поручения следователя, производить по делу какие-либо следственные действия. Но если в течение десятидневного срока производства неотложных следственных действий орган дознания не смог обнаружить лицо, совершившее преступление, он продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя об этом следователя.

Таким образом, этот вид дознания предшествует предварительному следствию и он ограничен по срокам т объему следственных действий.

2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. К числу таких дел относятся дела о преступлениях указаниях в ч 3. ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.

По делам об этих преступлениях орган дознания ведет расследование в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая составлением обвинительного заключения.

Орган дознания во время расследования руководствуется теми же процессуальными нормами, что и следователь.

В отличие от следователя орган дознания обжалует указания прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливая выполнения этих указаний.

Еще одной особенностью при дознании является то, что по окончании дознания лишь обвиняемый знакомится с материалами дела, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.

По делам, по которым предварительное следствие необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрел два вопроса:

— Понятие и содержание стадии Предварительного расследования;

— Формы предварительного расследования. убрать

В них я отразил задачи решаемые органами предварительного расследования и в какой форме эти задачи решаются. Труд органов предварительного расследования очень интересен, но в то же время опасен. Чем ближе следователь находится от раскрытия преступления, тем больше пытаются ему помешать.

"Труд следователя – не есть искусство, но искусная деятельность, состоящая из действий и приемов, которые надо знать!" (с) Г. Гросс Ваша тема по уголовному процессу, а не очерк обывателя. Поэтому и выводы должны быть уголовно-процессуальными.

У Вас четыре параграфа. В конце каждого из них должен быть свой обоснованный их содержанием вывод. Именно выводы из параграфов нужно поместить в заключение Вашей работы. И еще нужно указать какую-нибудь проблему, на которую Вы вышли, исследовав выбранную тему. Для этого почитайте «свежие» выпуски юридических журналов в библиотеке ПЮИ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Редакция…

2. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. – М., 1994 г.

3. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России – М., 2010

4. Wikipedia.ru

5. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. – М., 1999 г.

6. Уголовный процесс / Под ред. Гуценко К.Ф. – М., 1997 г.

7. Консультант «+»

8. Уголовный процесс. / Под ред. Божьева В.П. – М., 2000 г.

9. Уголовный процесс. / Под ред. Кобликова А.С. – М., 1999 г.

10. Уголовный процесс. / Под ред. Рыжакова А.П. – М., 1999 г.

11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995 г.

Где общее количество листов в источниках? Старые у Вас источники, поэтому Вы и писали про протокольную форму, которой давно уже нет! Возьмите учебники от 2007 года и журналы 2011-1012 года и н них ссылайтесь, тогда работа будет соответствовать.

[1] Уголовно процессулаьный кодекс РФ ст. 150

[2] Уголовный процесс А.С Кубликов. - М., 1999. стр. 15

1 Уголовный процесс. А.П. Рыжаков. – М., 1999. Стр. 116

1 А.П. Рыжыков Предварительное расследование. – М., 1997 стр. 108

1 К.Ф. Гуценко. Уголовный процесс. – М., Зерцало, 2000. Стр. 186

1 А.П. Рыжаков. Предварительное расследование. – М., 1997.

1 В.П. Божьев. Уголовный процесс. – М., 2000.

2 А.П. Рыжаков Уголовный процесс. – М., 1999. Стр. 211

1 А.П. Рыжаков Предварительное расследование. – М., 1997. С.

1 Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. – М., 1995 стр. 68

1 М.И. Еникеев, Э.А. Черных Психология следователя. Стр. 26

1 А.С. Кобликов Уголовный процесс. – М., 2000. Стр. 211

1 Консультант +.

2Wikipedia.ru

Наши рекомендации