Профессионально-техническое образование в целом
Германия имеет устоявшиеся традиции технического образования, уходящие корнями в систему средневековых гильдий мастеров. Молодым (а также не очень молодым) гражданам страны доступны многие формы профессионально-технического обучения и профессионально-технической подготовки. Ряд профессиональных училищ дает базовое и высшее профессионально-техническое образование. Важно то, что германские работодатели по закону обязаны: (а) освобождать молодых работников для учебы и (б) предоставлять отпуск продолжительностью до одной недели в год любому работнику, высказавшему намерение учиться. Кроме того, законодательство
Международный опыт
Германии гарантирует равные права на финансовую поддержку студентов университетов и высших школ и тех, кто проходит профессионально-техническое обучение.
Финансирование профессиональных училищ и колледжей осуществляется местными органами власти германских земель. Обучение на внутрифирменной основе организуется совместно работодателями (которые оплачивают его), профсоюзами и центральным правительством страны. Надзор за ними осуществляют местные торгово-промышленные палаты. Осуществление программы обучения в рамках компании подлежит контролю со стороны совета работников. Те, кто проходит профессионально-техническое обучение, пользуются большим уважением в обществе, в нем отсутствует представление о профессионально-техническом обучении как о чем-то, что ниже академического образования (каковое представление нередко встречается в других странах ЕС). Система профессионально-технического обучения является формальной и стандартной, она в равной степени уделяет внимание теоретическим и практическим аспектам. Существует четкая иерархия в квалификации профессионально-технического обучения. Профессионально-техническое образование высшего уровня можно получить в университетах, технических университетах и в технических институтах.
Подготовка управленческих кадров
В Германии менеджеры относительно редко переходят из одной компании в другую. Нормой является внутреннее продвижение в пределах компании, лишь немногие менеджеры меняют работодателя чаще, чем два раза в течение всей своей карьеры. Германские власти неодобрительно относятся к практике переманивания, хотя формально она и не является незаконной.
Не удивительно, что обучение и повышение квалификации управленческих кадров в основном осуществляется на внутрифирменной основе, хотя иногда мелкие компании предпочитают пользоваться услугами внешних курсов. Программы обучения и подготовки, как правило, являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Более общие аспекты менеджмента (принятие решений, отбор и аттестация персонала, взаимоотношения в коллективе и проч.), как правило, изучаются на курсах менеджмента более высокого уровня. Широкое распространение получили внутрифирменные курсы изучения иностранных языков. Обычно эти курсы рассчитаны не более, чем на пару недель. Все компании в Германии должны состоять в торговых палатах, которые направляют часть получаемых ими членских взносов на обес-
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации465
печение курсов подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Иногда торговые палаты имеют собственные центры подготовки. Помимо этого ассоциации работодателей и представители местных властей, ответственные за образование, организуют «академии управления», которые предлагают специализированные программы повышения квалификации управленческих кадров на внутрифирменной основе. Учебные курсы этих академий включают такие предметы, как управление продажами, техника представления, человеческие и трудовые отношения.
В среднем одна треть членов правления акционерных компаний Германии (половины из 100 крупнейших) имеют докторские степени.
Греция
Сначала жители Греции получают обязательное базовое девятилетнее образование, после чего могут либо искать работу или продолжать обучение в общих, общеобразовательных или технических школах. Курс общей школы рассчитан на три года (или четыре года, если обучение проводится не полный учебный день) и дает право на получение выпускного сертификата. Его обладателю предоставлена возможность держать вступительный экзамен в высшие учебные заведения. Технические школы готовят специалистов определенных профессий. Продолжительность обучения в них составляет два года, если учеба длится полный день, и три года, если не полный день.
Существует трехгодичная система ученичества (профессионально-технического обучения), находящаяся в ведении государственной службы занятости. Ее основу составляют принадлежащие государству центры профессионально-технической подготовки, в стенах которых ученики проводят первый год обучения. В последующие два года они сочетают посещение центра и производственную практику. Государство оплачивает проживание и питание учеников, кроме того, в течение производственной практики работодатели выплачивают им скромную заработную плату (50% установленной государством минимальной заработной платы).
Несмотря на то, что в Греции имеется несколько университетов и технических институтов, многие греческие студенты предпочитают учиться за рубежом, особенно в Великобритании и Соединенных Штатах. Греция считается одной из наименее развитых стран Европейского союза, и это отражается в ограниченности ее образовательной системы, которая тем не менее ежегодно улучшается. В стране существует большой спрос на курсы изучения делового английского языка. В греческих университетах курс неполного выс-
466 Международный опыт
шего образования длится как минимум четыре года. Технические колледжи предлагают трех- или четырехгодичные курсы среднего специального образования, включающие восемь месяцев обязательной производственной практики.
Национальная система профессионально-технической квалификации была введена в 1993 г. Подготовку осуществляют институты профессионально-технического образования, которые могут быть как государственными, так и частными. Национальная система профессионально-технической квалификации имеет три уровня в зависимости от продолжительности обучения. В дополнение к этому государство финансирует большое количество кратковременных курсов. Рабочие моложе 25 лет имеют право на ежегодный учебный отпуск продолжительностью не более 14 дней для сдачи экзаменов. Для покрытия связанных с этими отпусками затрат государственные власти предоставляют работодателям гранты.
Все греческие компании должны уплачивать налог на профессионально-техническое обучение в размере 0,45% их фонда заработной платы. Сбор налога осуществляется через государственную систему социального страхования. Собранными средствами распоряжается совет, в состав которого входят представители профсоюзов и ассоциации работодателей.
Ирландия
Молодые ирландцы хорошо образованны, предприимчивы, энергичны и склонны к эмиграции. В последние годы около 30 тыс. ирландских рабочих ежегодно покидали страну — достаточно большое число для страны, численность рабочей силы которой составляет всего 1,3 млн чел. Утверждают, хотя это и весьма сомнительно, что необходимость эмигрировать создает молодым ирландцам стимул стремиться к высокому уровню образования и приобретать образовательную квалификацию, наиболее востребованную рынком.
Среднее образование (являющееся обязательным для всех граждан в возрасте до 15 лет) осуществляется в государственных общеобразовательных школах или частных школах, принадлежащих церкви. Те, кто остается в школе после 15 лет, в 18 лет получают школьный выпускной аттестат. Состояние аттестата определяет возможность дальнейшего обучения с целью получения высшего образования. Учебные программы университетов и ряда технических институтов рассчитаны на три года.
Закон 1987 г. дает право правительству Ирландии облагать налогом на обучение компании, действующие в ряде отраслей хозяйства, если это будет сочтено целесообразным. Этот закон также
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации467
предусматривает создание государственного агентства по контролю и аккредитации программ профессионально-технического обучения, осуществляемых компаниями. Успешное изучение аккредитованной программы профессионально-технического обучения дает право на получение сертификата квалификации государственного образца, действительного внутри страны. Государство берет на себя расходы, связанные с пребыванием учеников в колледжах, которое частично финансируется за счет налога на профессионально-техническое обучение, выплачиваемого всеми ирландскими промышленными компаниями в размере 0,25% фонда заработной платы. Профессионально-техническое образование общего профиля можно получить на годичных курсах с полным учебным днем, предлагаемых техническими колледжами. Тем, кто долгое время остается безработным, предлагается широкий выбор специальных курсов переподготовки.
Подготовка и обучение управленческих кадров осуществляется в основном на внутрифирменной основе в крупных многонациональных компаниях. По расчетам около 40% всей несельскохозяйственной рабочей силы страны занято в 900 компаниях, принадлежащих иностранным работодателям, суммарный оборот этих компаний составляет чуть ли не половину оборота всех ирландских компаний.
Италия
Среднее образование обязательно для всех граждан Италии в возрасте до 14 лет. Государственные школы являются общеобразовательными. Те, кто продолжает обучение после 14 лет, а это около 95% всех учащихся, занимаются по академическим, научным или техническим программам. Последние рассчитаны на четыре года,
остальные — на пять лет.
Большая часть молодых итальянцев начинают учебу в университетах (в том числе около трех четвертей выпускников высших школ), но в дальнейшем более двух третей отсеиваются. Для итальянской промышленности настоящей проблемой стала малая численность выпускников с научной и инженерной специализацией по сравнению с количеством тех, кто получил высшее образование по специальности литература (около пятой части всех выпускников вузов), медицина, искусство. Профессионально-техническое обучение находится в ведении министерства труда; компании, организующие на своей базе курсы профессионально-технического обучения, могут претендовать на значительные государственные субсидии. Итальянские рабочие имеют право на учебный отпуск, что предусматривается многопрофильными соглашениями о заработной плате. Кроме того, законодательный акт 1970 г. дает право итальян-
468 Международный опыт
ским рабочим, занятым в компаниях с численностью персонала больше 15 чел., на перестановку рабочих часов с целью посещения занятий и сдачи экзаменов. Работникам, сдающим экзамены, по закону полагается оплачиваемый учебный отпуск.
Для итальянской системы подготовки профессионально-технических кадров не характерна система ученичества, за исключением (в ограниченном масштабе) ряда ремесел. Ремесленное ученичество длится пять лет и предусматривает еженедельно восемь часов занятий в учебном учреждении.
Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров осуществляются крупными организациями на внутрифирменной основе; более мелкие компании этим не занимаются. Поэтому в Италии, вероятно, меньше объем подготовки управленческих кадров по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поскольку около 60% итальянских рабочих заняты в мелких фирмах с численностью персонала менее 100 чел.
Вероятно, именно традиции семейного бизнеса привели в Италии к укоренению патерналистского подхода к управлению с его гибкостью организационных структур и откровенным «культом личности» во многих фирмах.
Люксембург
Поскольку Люксембург является маленькой страной, его система базового образования в основном нацелена на подготовку учащихся для продолжения образования в высших учебных заведениях соседних стран. В стране имеется всего один университет и один технический колледж.
Не удивительно, что в такой маленькой стране, как Люксембург, многие государственные чиновники и министры, лидеры бизнеса и банкиры лично знакомы друг с другом, учились вместе и тесно общаются между собой. Организации характеризуются четкой иерархической структурой. Кроме того, для этой страны характерным является повсеместное распространение этики международного бизнеса, поскольку численность иностранцев, работающих в Люксембурге, достаточно велика,
Нидерланды
Нидерланды гордятся своей всеобщей и меритократической системой образования (ставящей достижение положения в обществе в зависимость от способностей человека. — Прим. пер.). Государство финансирует как начальное, так и среднее образование, несмотря
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации469
на то, что около 70% всех голландских школ управляются частным образом (часто различными религиозными организациями). Среднее образование является обязательным для всех граждан в возрасте до 16 лет. Те, кто в этом возрасте покидает школу, обязаны в последующие два года хотя бы один день в неделю посещать занятия по профессионально-технической подготовке на основе неполного учебного дня. В возрасте 12 лет голландские дети проходят тестирование, по результатам которого им рекомендуют продолжать обучение в классических средних школах или общеобразовательных или профессионально-технических учебных заведениях (по степени престижности). Родители учеников вправе не принимать во внимание рекомендации и посылать своих отпрысков в школу любого из трех типов. Однако в каждом учебном заведении в обязательном порядке проводятся итоговые годовые экзамены, и если учащийся два раза провалил эти экзамены, он в обязательном порядке подлежит переводу в учебное заведение более низкого типа.
Каждый, кто успешно сдал выпускные школьные экзамены в классической школе, автоматически получает право на обучение в трех технических университетах или девяти университетах общего профиля. Около 15% выпускников школ предпочитают высшее профессионально-техническое образование и проходят трехгодичный курс обучения, который, как правило, включает шестимесячную производственную практику.
Имеется система ученичества, которая регулируется законодательством. Первый год ученичества в основном проходит в стенах аккредитованного государством учебного учреждения. Государство основало и в настоящее время финансирует ряд отраслевых советов, ответственных за координацию ученичества, мониторинг стандартов подготовки и проведение экзаменов. Как и в Германии, лица более старших возрастов иногда обращаются к ученичеству для повышения своей квалификации.
Менеджеры в Нидерландах обязательно изъясняются на двух или трех языках, что позволяет им на лету подхватывать новые идеи, возникающие в других странах. Большинство управленческих кадров имеет высшее образование, как правило, в профессионально-технической области. Подготовка и повышение квалификации управленческих работников в основном осуществляется на внутрифирменной основе, и по сравнению с другими промышленно развитыми странами для них характерна относительно низкая мобильность, т.е. смена места работы. Этому способствуют довольно крупные пенсионные льготы, предлагаемые компаниями, условием получения которых является длительный стаж работы на предприятиях страны. В целом менеджеры Нидерландов выбрали для себя бо-
Международный опыт
лее демократический и менее формализованный стиль, чем их, скажем, германские, британские или французские коллеги, что, вероятно, можно объяснить их большей открытостью для перемен, тесно связанных с международными перспективами. Они также отличаются своими эгалитарными взглядами и безразличием к разнице в статусе. По этой же причине внутренние коммуникации в голландских компаниях являются, пожалуй, наиболее открытыми по сравнению с соседними странами, а минимум иерархических структур, вероятно, отражает сильные демократические традиции этой страны.
Португалия
Среднее образование в этой стране является обязательным для всех детей в возрасте до 15 лет. До этого возраста учащиеся осваивают единую общеобразовательную программу, после чего пополняют рынок рабочей силы или проходят трехгодичное академическое или профессионально-техническое обучение. Программы профессионально-технического обучения можно проходить в школе или в специальных профессиональных училищах. Доступ к высшему образованию открыт для выпускников курсов профессионально-технического обучения на той же основе, что и выпускникам академических школ, обладающих аттестатом. В Португалии имеется 14 университетов и более 50 высших профессионально-технических институтов. Курс обучения в университете рассчитан на четыре года или шесть лет. Неуниверситетскую степень можно получить за три года. Система перехода из одного типа учебного заведения в другой упрощена. Четверть португальских студентов изучает естественные науки.
В прошлом в Португалии отсутствовала последовательная система послешкольного профессионально-технического обучения, но на момент написания данной книги правительство страны прилагает усилия к скорейшему введению такой системы. Планируется открытие новых учебных центров, внедряется система официальной апробации и сертификации учебных курсов. В настоящее время
положение в области послешкольного профессионально-технического обучения таково:
(а) существует 20 учреждений профессионально-технического обучения, предлагающих учебные курсы длительностью от шести до 12 месяцев грамотным учащимся не моложе 18 лет, не имеющим официальной профессиональной квалификации;
(б) работают 27 финансируемых государством отраслевых центров подготовки;
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации471
(в) имеется система грантов, покрывающих до 75% затрат профессионально-технических учебных заведений, а также предоставляются низкопроцентные займы в размере до 50% стоимости зданий и оборудования.
Рабочие, посещающие курсы дальнейшего профессионально-технического обучения, по закону имеют право на оплачиваемый учебный отпуск для сдачи экзаменов.
Система ученичества координируется министерством занятости Португалии, которое компенсирует расходы на заработную плату ученикам и их пропитание. Схемы обучения рассчитаны на срок от одного до четырех лет. В дополнение к этому имеются годичные или двухгодичные подготовительные курсы для тех, чей образовательный уровень не позволяет непосредственно осваивать программы обучения.
В прошлом система подготовки управленческих кадров и повышения их квалификации в стране практически отсутствовала, вероятно, из-за преобладания в экономике страны мелких компаний. Семейные традиции в бизнесе способствовали процветанию патерналистского управленческого стиля, распространению нечетких организационных структур и преобладанию форм управления, основанных на личных способностях. Однако сегодня в стране существует финансируемая государством схема подготовки управленческих кадров, которая предлагает программы длительностью от 9 до 12 месяцев на базе колледжей и включает практику в компаниях. Компании, к которым прикреплены учащиеся на этих курсах в период прохождения практики, выплачивают им базовую заработную плату. Если компания впоследствии предлагает выпускнику курсов постоянное место работы, она получает от государства значительного размера грант наличными деньгами. Государство оплачивает расходы учащегося в период его пребывания в колледже.
Испания
Все испанские дети до 14 лет проходят общий курс обучения (EGB), затем происходит их разделение на академический и профессионально-технический потоки, на которых они учатся в школе следующие три года. Среднее образование является обязательным до 16 лет. Для того чтобы перейти в следующий класс, учащиеся школ должны держать итоговые годовые экзамены. В противном случае их оставляют на второй год. Подобная неприятность хоть один раз случается с каждым пятым испанским учеником за период
472 Международный опыт
его пребывания в школе, особенно с теми, кто обучается по системе профессионально-технической подготовки.
В стране насчитывается около 400 высших учебных заведений университетского уровня, хотя значительная часть испанских студентов стремится получить высшее образование в других странах Европейского союза. Плата в испанских университетах достаточно высока, а число предметов ограничено. Студенты могут поступить в испанские университеты, имея аттестат о профессионально-техническом образовании. Среднетехническое образование можно получить за три года. В Испании имеется ряд бизнес-школ, многие из которых дают квалификацию типа МВА. Однако исключительно высока доля студентов (до 50%), специализирующихся на изучении права, общественных и гуманитарных наук, и относительно небольшое число студентов (15%) изучают естественнонаучные дисциплины. Это положение вызывает сильное беспокойство испанских властей, так же, как и большая доля отсеивающихся в процессе обучения студентов.
Диктатура Франко 1935-1975 гг. не только привела к изоляции Испании в мире, но и оставила в наследство демократическому правительству рабочую силу, которая считалась одной из самых малообразованных в Европе. В частности, громадный рост экономической активности вследствие вступления Испании в Европейский союз привел к жестокой нехватке подготовленного и квалифицированного персонала на всех уровнях руководства в бизнесе. Испанское правительство стремилось решить эти проблемы, в особенности с помощью Закона 1985 г. об университетской реформе и законодательного акта того же года, гарантировавшего право на базовое образование. В результате отмечены существенный рост численности квалифицированных рабочих, появление хорошо образованных административных управленцев, хотя по этому показателю Испании еще далеко до уровня других членов ЕС.
Министерство образования и науки Испании предоставляет субсидии любой компании, которая обеспечивает ускоренный курс обучения молодых рабочих не старше 20 лет. Схемы обучения рассчитаны на срок от трех месяцев до трех лет. От четверти до половины времени обучения должно быть посвящено освоению знаний, а не просто выполнению работы. Министерство образования и науки также финансирует ряд специальных программ обучения для безработных. Наемные рабочие, обучающиеся на одобренных курсах подготовки, по закону имеют право на предоставление неоплачиваемого времени для сдачи экзаменов и могут добиваться перестановки своих рабочих часов, чтобы иметь возможность посещать колледж.
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации473
Основная часть подготовки управленческих кадров и повышения их квалификации осуществляется на внутрифирменной основе в крупных многонациональных корпорациях. В последние 25 лет Испания привлекает огромные иностранные инвестиции в основном в сектор высоких технологий. Иностранные многонациональные компании приносят с собой современные подходы в области организационных структур, основанные на принципе децентрализации, управления методом оценки эффективности, что представляет резкий контраст с бюрократическими традициями существующих испанских компаний.
Швеция
Для Швеции характерна всеобщая обязательная система образования в течение девяти лет, которая начинается, когда маленькие шведы достигают 6—7-летнего возраста. Этот девятилетний период разбит на три стадии по три года каждая: начальная, промежуточная (средняя) и старшая школы. После общеобразовательной школы учащийся может поступить в гимназию (интегрированная старшая средняя школа) с трехлетним обучением и 16 утвержденными на государственном уровне учебными программами, в том числе два курса для поступления в университет и 14 курсов профессионально-технического обучения. В Швеции имеется 12 университетов, старейший из них был основан еще в XV в. В 1995 г. принятым законом ответственность за организацию курсов обучения, разработку инструкций, регулирующих доступ к образованию, требований при поступлении была передана от центральных государственных органов высшим учебным заведениям. Помимо университетов в Швеции имеется 25 университетских колледжей и педагогических институтов. Большинство высших учебных заведений страны предлагает широкий выбор программ высшего и среднетехнического образования. Курс обучения первого уровня, как правило, длится три или четыре года и обеспечивает один из двух типов квалификации:
профессиональную или непрофессиональную. Профессиональная квалификация присваивается после успешного прохождения программы освоения какой-либо конкретной области знаний, например медицины, педагогики, техники. Все степени и квалификации в Швеции присваиваются на основе системы баллов. Один год обучения (40 недель) дает, как правило, 40 баллов. Для получения среднетехнического образования требуется набрать от 120 до 160 баллов. Каждая степень (ученое звание) разбита на три уровня в зависимости от количества набранных баллов. Университетские колледжи (большинство которых были основаны в 1970-х гг.) пред-
474 Международный опыт
лагают довольно ограниченный набор специализированных программ среднетехнического образования.
С начала 1980-х гг. правительство Швеции предпринимает усилия по стимулированию научных исследований и технических разработок и поэтому существенно увеличивает ассигнования на университетские научно-исследовательские программы. Семь университетов, а также ряд специализированных научно-исследовательских институтов предлагают обучение в аспирантуре. Тем, кто успешно закончил аспирантуру, которая рассчитана как минимум на четыре года, присваивается докторская степень. Кроме этого, ряд университетов предлагает возможность получить степень лиценциата на основе более коротких программ освоения методов исследования (как правило, это 2—2,5-годичные программы). В дальнейшем лиценциат может продолжить обучение и получить степень доктора. Государственное финансирование направляется преимущественно в разработку новых технологий и область естественных наук. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству в области научных исследований.
С 1960-х гг. постоянно развивается обучение взрослых, в настоящее время каждый третий взрослый гражданин страны осваивает какую-либо учебную программу. Обучение предлагают курсы, организуемые работодателями, народные высшие школы, государственные агентства, а также 11 национальных ассоциаций образования для взрослых (которые получают субсидии от центральной и местных властей). В Швеции насчитывается 128 народных высших школ, в основном, с проживанием и питанием для молодых людей. Эти школы принадлежат частным организациям или муниципальным властям; традиция народных высших школ уходит корнями в XIX в. Подавляющая часть учебных программ этих школ представляет собой короткие курсы продолжительностью от нескольких дней до двух недель, хотя есть и более длительные курсы. В Швеции существует обширная система профессионально-технической подготовки, организуемой на внутрифирменной основе шведскими работодателями под покровительством шведского правительства. Компании, как правило, закупают пакеты утвержденных учебных программ в системе общественного образования.
Великобритания
Судя по отчетам британские компании тратят на профессионально-техническую подготовку работников гораздо меньше средств, чем французские и германские компании. Каждые четыре из пяти британских рабочих и каждые три из пяти работников нефизического
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации475
труда не прошли вообще никакого дополнительного профессионально-технического обучения после окончания школы. Менее 25% британских менеджеров высшего эшелона управления являются выпускниками университетов, по сравнению с 60—65% во Франции и Германии. По результатам выборочной проверки британских компаний, бюджеты третьей части фирм из выборки вообще не предусматривают статьи на профессионально-техническое обучение. Подготовка профессионально-технических кадров высшей квалификации вообще сильно пострадала из-за упадка производственной базы страны, а особенно вследствие глубоких экономических спадов начала 1980-х и 1990-х гг. В настоящее время в британских компаниях можно встретить лишь очень ограниченное количество эффективных схем профессионально-технической подготовки.
Профессионально-техническое образование Великобритании характеризуется фрагментарностью и, как утверждают многие, неспособно следовать за быстро развивающимися технологическими изменениями. К числу основных проблем можно отнести отсутствие сколько-нибудь серьезной системы стандартной сертификации во многих отраслях, отсутствие согласованности и координации действий среди образовательных организаций, обеспечивающих профессионально-техническое обучение, а также короткие сроки, отведенные на обучение. Таким образом, британский подход к профессионально-техническому обучению полностью оставляет его на откуп рыночным силам при полном отсутствии законодательных положений, обязывающих компании обучать своих работников. Британское профессионально-техническое образование характеризуется тенденцией к узкой отраслевой направленности и отражению специфики конкретной компании, тем самым «привязывая» работника именно к этой компании или именно к этой работе. Британскую систему профессионально-технического образования часто подвергают критике и за то, что она сосредоточена на обучении навыкам и умениям в сфере профессий и отраслей, не имеющих будущего, а также за отсутствие гибкости и неспособность воспринимать перемены. Критика побудила британское правительство в конце 1980-х гг. создать новую основу для системы профессионально-технического образования, базирующуюся на национальной схеме профессионально-технической квалификации, направленной на консолидацию и рационализацию системы профтехобразования, утверждение общенациональных стандартов в области различных профессий, а также на проверку их целесообразности. Впрочем, эти стандарты уже рассмотрены в гл. 21.
Международный опыт
Общее образование
Британская система образования в основном носит всеобщий характер и обеспечивается государством, однако частный сектор (в частных учебных заведениях обучается около 10% всех учащихся Великобритании) исключительно влиятелен в этой области и дает непропорционально большую долю абитуриентов для высших учебных заведений страны. В последнее время британские университеты и прочие учебные заведения все больше и больше привлекают иностранных абитуриентов, в том числе быстро растет их число из других стран Европейского союза. Обучение в Великобритании привлекает иностранных студентов тем, что, во-первых, в процессе учебы они стремятся усовершенствовать свое знание английского языка (а это универсальный язык бизнеса и техники), во-вторых, британские вузы предлагают широкий набор курсов и специализаций, и, в-третьих, плата за обучение в Великобритании значительно ниже по сравнению с другими странами ЕС. Однако на предыдущем образовательном уровне британская система образования испытывает ряд серьезных трудностей.
(а) Доля выпускников школ, стремящихся продолжить обучение в вузах существенно ниже, чем в прочих странах Европейского союза. В 1995 г. менее четверти британцев в возрасте 18 лет приступили к освоению программ высшего образования по сравнению с почти 40% во Франции и 30% в Германии, Италии и Нидерландах. (Однако следует обратить внимание, что в Великобритании отсев студентов в вузах в процессе учебы гораздо меньше, чем в странах ЕС.)
(б) В среднем более низкий уровень изучения ряда предметов, например математики, естественных наук, по сравнению с уровнем их изучения в других индустриальных странах (особенно в Германии, Франции, Японии и США).
(в) Жестокая нехватка учителей по ведущим школьным дисциплинам, особенно по математике, физике, химии.
(г) Низкий уровень общей грамотности и знания математики у значительной части выпускников школ. Тестирование выпускников при поступлении на обучение для молодежи (специальная программа британского правительства для профессионально-технического обучения безработных молодых людей), проводившееся в конце 1980-х гг. показало, что четверть из них с трудом выполняют элементарные арифметические действия, а пятая часть практически не способна писать без орфографических ошибок.
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации477