Профессионально-техническое образование в целом

Германия имеет устоявшиеся традиции технического образования, уходящие корнями в систему средневековых гильдий мастеров. Мо­лодым (а также не очень молодым) гражданам страны доступны многие формы профессионально-технического обучения и профес­сионально-технической подготовки. Ряд профессиональных училищ дает базовое и высшее профессионально-техническое образование. Важно то, что германские работодатели по закону обязаны: (а) ос­вобождать молодых работников для учебы и (б) предоставлять от­пуск продолжительностью до одной недели в год любому работни­ку, высказавшему намерение учиться. Кроме того, законодательство

Международный опыт

Германии гарантирует равные права на финансовую поддержку сту­дентов университетов и высших школ и тех, кто проходит профес­сионально-техническое обучение.

Финансирование профессиональных училищ и колледжей осу­ществляется местными органами власти германских земель. Обуче­ние на внутрифирменной основе организуется совместно работода­телями (которые оплачивают его), профсоюзами и центральным правительством страны. Надзор за ними осуществляют местные торгово-промышленные палаты. Осуществление программы обуче­ния в рамках компании подлежит контролю со стороны совета ра­ботников. Те, кто проходит профессионально-техническое обуче­ние, пользуются большим уважением в обществе, в нем отсутствует представление о профессионально-техническом обучении как о чем-то, что ниже академического образования (каковое представле­ние нередко встречается в других странах ЕС). Система профессио­нально-технического обучения является формальной и стандартной, она в равной степени уделяет внимание теоретическим и практиче­ским аспектам. Существует четкая иерархия в квалификации про­фессионально-технического обучения. Профессионально-техни­ческое образование высшего уровня можно получить в университе­тах, технических университетах и в технических институтах.

Подготовка управленческих кадров

В Германии менеджеры относительно редко переходят из одной компании в другую. Нормой является внутреннее продвижение в пределах компании, лишь немногие менеджеры меняют работодате­ля чаще, чем два раза в течение всей своей карьеры. Германские власти неодобрительно относятся к практике переманивания, хотя формально она и не является незаконной.

Не удивительно, что обучение и повышение квалификации управленческих кадров в основном осуществляется на внутрифир­менной основе, хотя иногда мелкие компании предпочитают поль­зоваться услугами внешних курсов. Программы обучения и подго­товки, как правило, являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Более общие аспекты менеджмен­та (принятие решений, отбор и аттестация персонала, взаимоотно­шения в коллективе и проч.), как правило, изучаются на курсах менеджмента более высокого уровня. Широкое распространение получили внутрифирменные курсы изучения иностранных языков. Обычно эти курсы рассчитаны не более, чем на пару недель. Все компании в Германии должны состоять в торговых палатах, кото­рые направляют часть получаемых ими членских взносов на обес-

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации465

печение курсов подготовки и повышения квалификации управлен­ческих кадров. Иногда торговые палаты имеют собственные центры подготовки. Помимо этого ассоциации работодателей и представи­тели местных властей, ответственные за образование, организуют «академии управления», которые предлагают специализированные программы повышения квалификации управленческих кадров на внутрифирменной основе. Учебные курсы этих академий включают такие предметы, как управление продажами, техника представле­ния, человеческие и трудовые отношения.

В среднем одна треть членов правления акционерных компаний Германии (половины из 100 крупнейших) имеют докторские степени.

Греция

Сначала жители Греции получают обязательное базовое девятилет­нее образование, после чего могут либо искать работу или продол­жать обучение в общих, общеобразовательных или технических школах. Курс общей школы рассчитан на три года (или четыре го­да, если обучение проводится не полный учебный день) и дает пра­во на получение выпускного сертификата. Его обладателю предос­тавлена возможность держать вступительный экзамен в высшие учебные заведения. Технические школы готовят специалистов оп­ределенных профессий. Продолжительность обучения в них состав­ляет два года, если учеба длится полный день, и три года, если не полный день.

Существует трехгодичная система ученичества (профессиональ­но-технического обучения), находящаяся в ведении государствен­ной службы занятости. Ее основу составляют принадлежащие госу­дарству центры профессионально-технической подготовки, в стенах которых ученики проводят первый год обучения. В последующие два года они сочетают посещение центра и производственную прак­тику. Государство оплачивает проживание и питание учеников, кроме того, в течение производственной практики работодатели выплачивают им скромную заработную плату (50% установленной государством минимальной заработной платы).

Несмотря на то, что в Греции имеется несколько университетов и технических институтов, многие греческие студенты предпочита­ют учиться за рубежом, особенно в Великобритании и Соединен­ных Штатах. Греция считается одной из наименее развитых стран Европейского союза, и это отражается в ограниченности ее образо­вательной системы, которая тем не менее ежегодно улучшается. В стране существует большой спрос на курсы изучения делового английского языка. В греческих университетах курс неполного выс-

466 Международный опыт

шего образования длится как минимум четыре года. Технические колледжи предлагают трех- или четырехгодичные курсы среднего специального образования, включающие восемь месяцев обязатель­ной производственной практики.

Национальная система профессионально-технической квалифи­кации была введена в 1993 г. Подготовку осуществляют институты профессионально-технического образования, которые могут быть как государственными, так и частными. Национальная система про­фессионально-технической квалификации имеет три уровня в зави­симости от продолжительности обучения. В дополнение к этому государство финансирует большое количество кратковременных курсов. Рабочие моложе 25 лет имеют право на ежегодный учебный отпуск продолжительностью не более 14 дней для сдачи экзаменов. Для покрытия связанных с этими отпусками затрат государствен­ные власти предоставляют работодателям гранты.

Все греческие компании должны уплачивать налог на профес­сионально-техническое обучение в размере 0,45% их фонда зара­ботной платы. Сбор налога осуществляется через государственную систему социального страхования. Собранными средствами распо­ряжается совет, в состав которого входят представители профсою­зов и ассоциации работодателей.

Ирландия

Молодые ирландцы хорошо образованны, предприимчивы, энер­гичны и склонны к эмиграции. В последние годы около 30 тыс. ирландских рабочих ежегодно покидали страну — достаточно боль­шое число для страны, численность рабочей силы которой состав­ляет всего 1,3 млн чел. Утверждают, хотя это и весьма сомнительно, что необходимость эмигрировать создает молодым ирландцам сти­мул стремиться к высокому уровню образования и приобретать об­разовательную квалификацию, наиболее востребованную рынком.

Среднее образование (являющееся обязательным для всех граж­дан в возрасте до 15 лет) осуществляется в государственных обще­образовательных школах или частных школах, принадлежащих церкви. Те, кто остается в школе после 15 лет, в 18 лет получают школьный выпускной аттестат. Состояние аттестата определяет возможность дальнейшего обучения с целью получения высшего образования. Учебные программы университетов и ряда техниче­ских институтов рассчитаны на три года.

Закон 1987 г. дает право правительству Ирландии облагать на­логом на обучение компании, действующие в ряде отраслей хозяй­ства, если это будет сочтено целесообразным. Этот закон также

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации467

предусматривает создание государственного агентства по контролю и аккредитации программ профессионально-технического обуче­ния, осуществляемых компаниями. Успешное изучение аккредито­ванной программы профессионально-технического обучения дает право на получение сертификата квалификации государственного образца, действительного внутри страны. Государство берет на себя расходы, связанные с пребыванием учеников в колледжах, которое частично финансируется за счет налога на профессионально-техническое обучение, выплачиваемого всеми ирландскими промышленными компаниями в размере 0,25% фонда заработной платы. Профессио­нально-техническое образование общего профиля можно получить на годичных курсах с полным учебным днем, предлагаемых техни­ческими колледжами. Тем, кто долгое время остается безработным, предлагается широкий выбор специальных курсов переподготовки.

Подготовка и обучение управленческих кадров осуществляется в основном на внутрифирменной основе в крупных многонациональ­ных компаниях. По расчетам около 40% всей несельскохозяйствен­ной рабочей силы страны занято в 900 компаниях, принадлежащих иностранным работодателям, суммарный оборот этих компаний со­ставляет чуть ли не половину оборота всех ирландских компаний.

Италия

Среднее образование обязательно для всех граждан Италии в воз­расте до 14 лет. Государственные школы являются общеобразова­тельными. Те, кто продолжает обучение после 14 лет, а это около 95% всех учащихся, занимаются по академическим, научным или техническим программам. Последние рассчитаны на четыре года,

остальные — на пять лет.

Большая часть молодых итальянцев начинают учебу в универси­тетах (в том числе около трех четвертей выпускников высших школ), но в дальнейшем более двух третей отсеиваются. Для италь­янской промышленности настоящей проблемой стала малая чис­ленность выпускников с научной и инженерной специализацией по сравнению с количеством тех, кто получил высшее образование по специальности литература (около пятой части всех выпускников вузов), медицина, искусство. Профессионально-техническое обуче­ние находится в ведении министерства труда; компании, органи­зующие на своей базе курсы профессионально-технического обуче­ния, могут претендовать на значительные государственные субси­дии. Итальянские рабочие имеют право на учебный отпуск, что предусматривается многопрофильными соглашениями о заработной плате. Кроме того, законодательный акт 1970 г. дает право итальян-

468 Международный опыт

ским рабочим, занятым в компаниях с численностью персонала больше 15 чел., на перестановку рабочих часов с целью посещения занятий и сдачи экзаменов. Работникам, сдающим экзамены, по закону полагается оплачиваемый учебный отпуск.

Для итальянской системы подготовки профессионально-техни­ческих кадров не характерна система ученичества, за исключением (в ограниченном масштабе) ряда ремесел. Ремесленное ученичество длится пять лет и предусматривает еженедельно восемь часов заня­тий в учебном учреждении.

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров осуществляются крупными организациями на внутрифирменной основе; более мелкие компании этим не занимаются. Поэтому в Италии, вероятно, меньше объем подготовки управленческих кад­ров по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поскольку около 60% итальянских рабочих заняты в мелких фирмах с численностью персонала менее 100 чел.

Вероятно, именно традиции семейного бизнеса привели в Ита­лии к укоренению патерналистского подхода к управлению с его гибкостью организационных структур и откровенным «культом личности» во многих фирмах.

Люксембург

Поскольку Люксембург является маленькой страной, его система базового образования в основном нацелена на подготовку учащихся для продолжения образования в высших учебных заведениях сосед­них стран. В стране имеется всего один университет и один техни­ческий колледж.

Не удивительно, что в такой маленькой стране, как Люксем­бург, многие государственные чиновники и министры, лидеры биз­неса и банкиры лично знакомы друг с другом, учились вместе и тес­но общаются между собой. Организации характеризуются четкой иерархической структурой. Кроме того, для этой страны характер­ным является повсеместное распространение этики международно­го бизнеса, поскольку численность иностранцев, работающих в Люк­сембурге, достаточно велика,

Нидерланды

Нидерланды гордятся своей всеобщей и меритократической систе­мой образования (ставящей достижение положения в обществе в зависимость от способностей человека. — Прим. пер.). Государство финансирует как начальное, так и среднее образование, несмотря

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации469

на то, что около 70% всех голландских школ управляются частным образом (часто различными религиозными организациями). Сред­нее образование является обязательным для всех граждан в возрасте до 16 лет. Те, кто в этом возрасте покидает школу, обязаны в по­следующие два года хотя бы один день в неделю посещать занятия по профессионально-технической подготовке на основе неполного учебного дня. В возрасте 12 лет голландские дети проходят тестиро­вание, по результатам которого им рекомендуют продолжать обуче­ние в классических средних школах или общеобразовательных или профессионально-технических учебных заведениях (по степени престижности). Родители учеников вправе не принимать во внима­ние рекомендации и посылать своих отпрысков в школу любого из трех типов. Однако в каждом учебном заведении в обязательном порядке проводятся итоговые годовые экзамены, и если учащийся два раза провалил эти экзамены, он в обязательном порядке подле­жит переводу в учебное заведение более низкого типа.

Каждый, кто успешно сдал выпускные школьные экзамены в классической школе, автоматически получает право на обучение в трех технических университетах или девяти университетах общего профиля. Около 15% выпускников школ предпочитают высшее профессионально-техническое образование и проходят трехгодич­ный курс обучения, который, как правило, включает шестимесяч­ную производственную практику.

Имеется система ученичества, которая регулируется законода­тельством. Первый год ученичества в основном проходит в стенах аккредитованного государством учебного учреждения. Государство основало и в настоящее время финансирует ряд отраслевых сове­тов, ответственных за координацию ученичества, мониторинг стан­дартов подготовки и проведение экзаменов. Как и в Германии, ли­ца более старших возрастов иногда обращаются к ученичеству для повышения своей квалификации.

Менеджеры в Нидерландах обязательно изъясняются на двух или трех языках, что позволяет им на лету подхватывать новые идеи, возникающие в других странах. Большинство управленческих кадров имеет высшее образование, как правило, в профессиональ­но-технической области. Подготовка и повышение квалификации управленческих работников в основном осуществляется на внутри­фирменной основе, и по сравнению с другими промышленно раз­витыми странами для них характерна относительно низкая мобиль­ность, т.е. смена места работы. Этому способствуют довольно круп­ные пенсионные льготы, предлагаемые компаниями, условием по­лучения которых является длительный стаж работы на предприяти­ях страны. В целом менеджеры Нидерландов выбрали для себя бо-

Международный опыт

лее демократический и менее формализованный стиль, чем их, скажем, германские, британские или французские коллеги, что, вероятно, можно объяснить их большей открытостью для перемен, тесно связанных с международными перспективами. Они также от­личаются своими эгалитарными взглядами и безразличием к разни­це в статусе. По этой же причине внутренние коммуникации в гол­ландских компаниях являются, пожалуй, наиболее открытыми по сравнению с соседними странами, а минимум иерархических струк­тур, вероятно, отражает сильные демократические традиции этой страны.

Португалия

Среднее образование в этой стране является обязательным для всех детей в возрасте до 15 лет. До этого возраста учащиеся осваивают еди­ную общеобразовательную программу, после чего пополняют рынок рабочей силы или проходят трехгодичное академическое или профес­сионально-техническое обучение. Программы профессионально-тех­нического обучения можно проходить в школе или в специальных профессиональных училищах. Доступ к высшему образованию открыт для выпускников курсов профессионально-технического обучения на той же основе, что и выпускникам академических школ, обладающих аттестатом. В Португалии имеется 14 университетов и более 50 высших профессионально-технических институтов. Курс обучения в универси­тете рассчитан на четыре года или шесть лет. Неуниверситетскую сте­пень можно получить за три года. Система перехода из одного типа учебного заведения в другой упрощена. Четверть португальских сту­дентов изучает естественные науки.

В прошлом в Португалии отсутствовала последовательная сис­тема послешкольного профессионально-технического обучения, но на момент написания данной книги правительство страны прилага­ет усилия к скорейшему введению такой системы. Планируется от­крытие новых учебных центров, внедряется система официальной апробации и сертификации учебных курсов. В настоящее время

положение в области послешкольного профессионально-технического обучения таково:

(а) существует 20 учреждений профессионально-технического обу­чения, предлагающих учебные курсы длительностью от шести до 12 месяцев грамотным учащимся не моложе 18 лет, не имеющим официальной профессиональной квалификации;

(б) работают 27 финансируемых государством отраслевых центров подготовки;

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации471

(в) имеется система грантов, покрывающих до 75% затрат профес­сионально-технических учебных заведений, а также предоставляют­ся низкопроцентные займы в размере до 50% стоимости зданий и оборудования.

Рабочие, посещающие курсы дальнейшего профессионально-технического обучения, по закону имеют право на оплачиваемый учебный отпуск для сдачи экзаменов.

Система ученичества координируется министерством занятости Португалии, которое компенсирует расходы на заработную плату ученикам и их пропитание. Схемы обучения рассчитаны на срок от одного до четырех лет. В дополнение к этому имеются годичные или двухгодичные подготовительные курсы для тех, чей образова­тельный уровень не позволяет непосредственно осваивать програм­мы обучения.

В прошлом система подготовки управленческих кадров и по­вышения их квалификации в стране практически отсутствовала, вероятно, из-за преобладания в экономике страны мелких компа­ний. Семейные традиции в бизнесе способствовали процветанию патерналистского управленческого стиля, распространению нечет­ких организационных структур и преобладанию форм управления, основанных на личных способностях. Однако сегодня в стране су­ществует финансируемая государством схема подготовки управлен­ческих кадров, которая предлагает программы длительностью от 9 до 12 месяцев на базе колледжей и включает практику в компани­ях. Компании, к которым прикреплены учащиеся на этих курсах в период прохождения практики, выплачивают им базовую заработ­ную плату. Если компания впоследствии предлагает выпускнику курсов постоянное место работы, она получает от государства зна­чительного размера грант наличными деньгами. Государство опла­чивает расходы учащегося в период его пребывания в колледже.

Испания

Все испанские дети до 14 лет проходят общий курс обучения (EGB), затем происходит их разделение на академический и про­фессионально-технический потоки, на которых они учатся в школе следующие три года. Среднее образование является обязательным до 16 лет. Для того чтобы перейти в следующий класс, учащиеся школ должны держать итоговые годовые экзамены. В противном случае их оставляют на второй год. Подобная неприятность хоть один раз случается с каждым пятым испанским учеником за период

472 Международный опыт

его пребывания в школе, особенно с теми, кто обучается по систе­ме профессионально-технической подготовки.

В стране насчитывается около 400 высших учебных заведений университетского уровня, хотя значительная часть испанских сту­дентов стремится получить высшее образование в других странах Европейского союза. Плата в испанских университетах достаточно высока, а число предметов ограничено. Студенты могут поступить в испанские университеты, имея аттестат о профессионально-техническом образовании. Среднетехническое образование можно получить за три года. В Испании имеется ряд бизнес-школ, многие из которых дают квалификацию типа МВА. Однако исключительно высока доля студентов (до 50%), специализирующихся на изучении права, общественных и гуманитарных наук, и относительно не­большое число студентов (15%) изучают естественнонаучные дис­циплины. Это положение вызывает сильное беспокойство испан­ских властей, так же, как и большая доля отсеивающихся в процес­се обучения студентов.

Диктатура Франко 1935-1975 гг. не только привела к изоляции Испании в мире, но и оставила в наследство демократическому правительству рабочую силу, которая считалась одной из самых ма­лообразованных в Европе. В частности, громадный рост экономи­ческой активности вследствие вступления Испании в Европейский союз привел к жестокой нехватке подготовленного и квалифициро­ванного персонала на всех уровнях руководства в бизнесе. Испан­ское правительство стремилось решить эти проблемы, в особенно­сти с помощью Закона 1985 г. об университетской реформе и зако­нодательного акта того же года, гарантировавшего право на базовое образование. В результате отмечены существенный рост численно­сти квалифицированных рабочих, появление хорошо образованных административных управленцев, хотя по этому показателю Испа­нии еще далеко до уровня других членов ЕС.

Министерство образования и науки Испании предоставляет субсидии любой компании, которая обеспечивает ускоренный курс обучения молодых рабочих не старше 20 лет. Схемы обучения рас­считаны на срок от трех месяцев до трех лет. От четверти до поло­вины времени обучения должно быть посвящено освоению знаний, а не просто выполнению работы. Министерство образования и нау­ки также финансирует ряд специальных программ обучения для безработных. Наемные рабочие, обучающиеся на одобренных кур­сах подготовки, по закону имеют право на предоставление неопла­чиваемого времени для сдачи экзаменов и могут добиваться пере­становки своих рабочих часов, чтобы иметь возможность посещать колледж.

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации473

Основная часть подготовки управленческих кадров и повыше­ния их квалификации осуществляется на внутрифирменной основе в крупных многонациональных корпорациях. В последние 25 лет Испания привлекает огромные иностранные инвестиции в основ­ном в сектор высоких технологий. Иностранные многонациональ­ные компании приносят с собой современные подходы в области организационных структур, основанные на принципе децентрали­зации, управления методом оценки эффективности, что представ­ляет резкий контраст с бюрократическими традициями существую­щих испанских компаний.

Швеция

Для Швеции характерна всеобщая обязательная система образова­ния в течение девяти лет, которая начинается, когда маленькие шведы достигают 6—7-летнего возраста. Этот девятилетний период разбит на три стадии по три года каждая: начальная, промежуточ­ная (средняя) и старшая школы. После общеобразовательной шко­лы учащийся может поступить в гимназию (интегрированная стар­шая средняя школа) с трехлетним обучением и 16 утвержденными на государственном уровне учебными программами, в том числе два курса для поступления в университет и 14 курсов профессионально-технического обучения. В Швеции имеется 12 университетов, ста­рейший из них был основан еще в XV в. В 1995 г. принятым зако­ном ответственность за организацию курсов обучения, разработку инструкций, регулирующих доступ к образованию, требований при поступлении была передана от центральных государственных орга­нов высшим учебным заведениям. Помимо университетов в Шве­ции имеется 25 университетских колледжей и педагогических ин­ститутов. Большинство высших учебных заведений страны предла­гает широкий выбор программ высшего и среднетехнического обра­зования. Курс обучения первого уровня, как правило, длится три или четыре года и обеспечивает один из двух типов квалификации:

профессиональную или непрофессиональную. Профессиональная квалификация присваивается после успешного прохождения про­граммы освоения какой-либо конкретной области знаний, напри­мер медицины, педагогики, техники. Все степени и квалификации в Швеции присваиваются на основе системы баллов. Один год обу­чения (40 недель) дает, как правило, 40 баллов. Для получения среднетехнического образования требуется набрать от 120 до 160 баллов. Каждая степень (ученое звание) разбита на три уровня в зависимости от количества набранных баллов. Университетские колледжи (большинство которых были основаны в 1970-х гг.) пред-

474 Международный опыт

лагают довольно ограниченный набор специализированных про­грамм среднетехнического образования.

С начала 1980-х гг. правительство Швеции предпринимает уси­лия по стимулированию научных исследований и технических раз­работок и поэтому существенно увеличивает ассигнования на уни­верситетские научно-исследовательские программы. Семь универ­ситетов, а также ряд специализированных научно-исследовательских институтов предлагают обучение в аспирантуре. Тем, кто успешно закончил аспирантуру, которая рассчитана как минимум на четыре года, присваивается докторская степень. Кроме этого, ряд универ­ситетов предлагает возможность получить степень лиценциата на основе более коротких программ освоения методов исследования (как правило, это 2—2,5-годичные программы). В дальнейшем ли­ценциат может продолжить обучение и получить степень доктора. Государственное финансирование направляется преимущественно в разработку новых технологий и область естественных наук. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству в области на­учных исследований.

С 1960-х гг. постоянно развивается обучение взрослых, в на­стоящее время каждый третий взрослый гражданин страны осваи­вает какую-либо учебную программу. Обучение предлагают курсы, организуемые работодателями, народные высшие школы, государ­ственные агентства, а также 11 национальных ассоциаций образо­вания для взрослых (которые получают субсидии от центральной и местных властей). В Швеции насчитывается 128 народных высших школ, в основном, с проживанием и питанием для молодых людей. Эти школы принадлежат частным организациям или муниципаль­ным властям; традиция народных высших школ уходит корнями в XIX в. Подавляющая часть учебных программ этих школ представ­ляет собой короткие курсы продолжительностью от нескольких дней до двух недель, хотя есть и более длительные курсы. В Шве­ции существует обширная система профессионально-технической подготовки, организуемой на внутрифирменной основе шведскими работодателями под покровительством шведского правительства. Компании, как правило, закупают пакеты утвержденных учебных программ в системе общественного образования.

Великобритания

Судя по отчетам британские компании тратят на профессионально-техническую подготовку работников гораздо меньше средств, чем французские и германские компании. Каждые четыре из пяти бри­танских рабочих и каждые три из пяти работников нефизического

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации475

труда не прошли вообще никакого дополнительного профессиональ­но-технического обучения после окончания школы. Менее 25% бри­танских менеджеров высшего эшелона управления являются выпуск­никами университетов, по сравнению с 60—65% во Франции и Гер­мании. По результатам выборочной проверки британских компаний, бюджеты третьей части фирм из выборки вообще не предусматрива­ют статьи на профессионально-техническое обучение. Подготовка профессионально-технических кадров высшей квалификации вообще сильно пострадала из-за упадка производственной базы страны, а особенно вследствие глубоких экономических спадов начала 1980-х и 1990-х гг. В настоящее время в британских компаниях можно встре­тить лишь очень ограниченное количество эффективных схем про­фессионально-технической подготовки.

Профессионально-техническое образование Великобритании характеризуется фрагментарностью и, как утверждают многие, не­способно следовать за быстро развивающимися технологическими изменениями. К числу основных проблем можно отнести отсутст­вие сколько-нибудь серьезной системы стандартной сертификации во многих отраслях, отсутствие согласованности и координации действий среди образовательных организаций, обеспечивающих профессионально-техническое обучение, а также короткие сроки, отведенные на обучение. Таким образом, британский подход к профессионально-техническому обучению полностью оставляет его на откуп рыночным силам при полном отсутствии законодательных положений, обязывающих компании обучать своих работников. Британское профессионально-техническое образование характери­зуется тенденцией к узкой отраслевой направленности и отражению специфики конкретной компании, тем самым «привязывая» работ­ника именно к этой компании или именно к этой работе. Британ­скую систему профессионально-технического образования часто подвергают критике и за то, что она сосредоточена на обучении навыкам и умениям в сфере профессий и отраслей, не имеющих будущего, а также за отсутствие гибкости и неспособность воспри­нимать перемены. Критика побудила британское правительство в конце 1980-х гг. создать новую основу для системы профессиональ­но-технического образования, базирующуюся на национальной схеме профессионально-технической квалификации, направленной на консолидацию и рационализацию системы профтехобразования, утверждение общенациональных стандартов в области различных профессий, а также на проверку их целесообразности. Впрочем, эти стандарты уже рассмотрены в гл. 21.



Международный опыт



Общее образование

Британская система образования в основном носит всеобщий ха­рактер и обеспечивается государством, однако частный сектор (в частных учебных заведениях обучается около 10% всех учащихся Великобритании) исключительно влиятелен в этой области и дает непропорционально большую долю абитуриентов для высших учеб­ных заведений страны. В последнее время британские университеты и прочие учебные заведения все больше и больше привлекают ино­странных абитуриентов, в том числе быстро растет их число из дру­гих стран Европейского союза. Обучение в Великобритании при­влекает иностранных студентов тем, что, во-первых, в процессе учебы они стремятся усовершенствовать свое знание английского языка (а это универсальный язык бизнеса и техники), во-вторых, британские вузы предлагают широкий набор курсов и специализа­ций, и, в-третьих, плата за обучение в Великобритании значительно ниже по сравнению с другими странами ЕС. Однако на предыду­щем образовательном уровне британская система образования ис­пытывает ряд серьезных трудностей.

(а) Доля выпускников школ, стремящихся продолжить обучение в вузах существенно ниже, чем в прочих странах Европейского союза. В 1995 г. менее четверти британцев в возрасте 18 лет приступили к освоению программ высшего образования по сравнению с почти 40% во Франции и 30% в Германии, Италии и Нидерландах. (Однако следует обратить внимание, что в Великобритании отсев студентов в вузах в процессе учебы гораздо меньше, чем в странах ЕС.)

(б) В среднем более низкий уровень изучения ряда предметов, на­пример математики, естественных наук, по сравнению с уровнем их изучения в других индустриальных странах (особенно в Германии, Франции, Японии и США).

(в) Жестокая нехватка учителей по ведущим школьным дисципли­нам, особенно по математике, физике, химии.

(г) Низкий уровень общей грамотности и знания математики у зна­чительной части выпускников школ. Тестирование выпускников при поступлении на обучение для молодежи (специальная програм­ма британского правительства для профессионально-технического обучения безработных молодых людей), проводившееся в конце 1980-х гг. показало, что четверть из них с трудом выполняют эле­ментарные арифметические действия, а пятая часть практически не способна писать без орфографических ошибок.

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации477

Наши рекомендации