Взаимодействия цены и спроса

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий как спрос (Demand) и предложение (Supply).

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. В конечном счете, он определяет цену на рыночные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и возможность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара по данной цене в течении определенного времени.

Бывает индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Необходимо различать спрос и объем спроса – это то количество товара, которое покупатели готовы приобрести по данной цене, при данных условиях в определенное время. Объем спроса определяют множеством факторов. Важнейшим и определяющим фактором объема спроса является цена.

Кроме цены на рыночный спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты):

1.Вкусы покупателей(V) – они могут изменятся под воздействием рекламы, моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.

2.Доходы потребителей(I) – при повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

3.Рост общего числа покупателей(r). Он так же вызывает увеличение спроса.

4.Цены на сопряженные товары (Py……Pz). Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых – чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Пример вторых – фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается.

Существуют так называемые независимые товары – футбольные мячи и часы, пылесосы и книги и. т.д. Как правило, изменение цены на один из них почти не влияет на динамику спроса на другой.

5.Потребительские ожидания (F). Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году; какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени. Ожидание увеличения цены побуждает покупателей проявлять повышенный спрос на данный товар.

На рисунке 7 представлены основные факторы, влияющие на спрос.

Взаимодействия цены и спроса - student2.ru

Рис. 7. Факторы, оказывающие влияние на спрос

Зависимость объема спроса на товар от определяющих его факторов в экономике называется функцией спроса, которая может быть представлена следующим образом:

Qd = f(Px, Py……Pz, I, T, F, r),(4.1)

где Qd – объем спроса на товар х в единицу времени;

Рх – цена товара х;

Ру…..Рz – цены товаров субститутов и комплементов;

I – доход покупателя;

Т – вкусы и представления покупателей

F – потребительские ожидания

r – количество покупателей.

Кроме анализа факторов, влияющих на спрос, необходимо изучить состояние спроса, т. к. это необходимо для правильного принятия решений фирмы при установлении цены и ее регулированием (рис. 8).

Взаимодействия цены и спроса - student2.ru

Рис. 8. Состояния спроса

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.

Таким образом, сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. Закон спроса может быть выражен через шкалу спроса и кривую спроса.

Шкала спроса – это табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и объемом спроса. Она показывает сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен.

Таблица 4

Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке

Цена за единицу товара А в денежном выражении Количество проданного товара

Эту же зависимость между ценой и величиной спроса можно выразить через кривую спроса, т.е. графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и спросом. Используя данные таблицы 4, построим график зависимости цены от спроса.

Взаимодействия цены и спроса - student2.ru

Рис. 9. График спроса на товар А (Р – цена, Q – объем спроса)

Особенности построения шкалы спроса и кривой спроса в том, что прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными, т.е. объем спроса реально будет зависеть только от цены. Таким образом, осуществляется переход к общей функции спроса от цены:

Qd = f (P)(4.2)

Реакция покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях предполагает изменение объема спроса и показывает изменение от одной точки (А) кривой спроса к другой точке (В) этой кривой, т.е. происходит движение по кривой спроса (рис. 10). В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса. Реакция покупателей на изменение неценовых факторов (детерминантов) предполагает изменение спроса и показывает сдвиг кривой спроса вправо или влево (рис. 11).

Взаимодействия цены и спроса - student2.ru

Рис. 10. Перемещение по кривой спроса Рис. 11. Сдвиг кривой спроса

Таким образом «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменения в спросе выражаются в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

Наши рекомендации