Способы снижения рисков при осуществлении лизинговых сделок
Существуют два варианта подхода к решению вопросов о повышении доли нематериальных активов в капитализации компании:
1. Традиционный метод вовлечения в оборот нематериальных активов, основанный на повышении их отчетной стоимости;
2. Современный инновационный метод вовлечения в оборот нематериальных активов путем формирования системы стратегического управления данными активами.
Традиционный метод вовлечения в оборот нематериальных активов, основанный на повышении их отчетной стоимости, подразумевает рассмотрение данных активов в первую очередь как имущественных объектов, служащих залогом устойчивого финансового положения компании. Этот метод предполагает разработку и осуществление следующих мероприятий, как: - инвентаризация нематериальных активов;
- независимая оценка нематериальных активов на основе прямых (сравнительного, доходного, затратного) или косвенных (через разницу капитализации компании и стоимости ее чистых активов) методов;
-определение порядка использования данных активов в соответствии с существующими направлениями деятельности предприятия.
При осуществлении традиционного метода предполагается вспомогательный характер данного процесса при осуществлении мероприятий по повышению эффективности деятельности:
- реформирования/реструктуризации предприятия в соответствии со сложившейся стратегией с выделением неэффективных сфер бизнеса, а также незадействованного имущества, с одной стороны, и обеспечения максимального развития ключевых компетенций – с другой;
- оптимизации бизнес-процессов предприятия на основании традиционных технологий, ориентированных на оптимизацию использования ресурсов;
- совершенствовании стандартов управления предприятием в соответствии со сформированными требованиями к системе управления
Осуществление мероприятий в рамках традиционного подхода позволяет получить определенные результаты повышения капитализации предприятия. Но данный подход не обеспечивает реального управления капитализацией за счет повышения стоимости нематериальных активов, поскольку повышение их стоимости является исключительно вспомогательным инструментом или побочным следствием других мероприятий. В то же время возможно эффективное управление капитализацией предприятия, деятельность которого основана в первую очередь на нематериальных активах, и именно его обеспечивает инновационный подход формирования стратегически ориентированной системы управления нематериальными активами.
Применение стратегического подхода изначально основано на традиционном использовании рыночной капитализации как одного из ключевых целевых стратегических показателей, часто выполняющего функцию стратегической цели.
Принцип использования рыночной капитализации в качестве вершины дерева стратегических показателей опирается на экономическое разложение капитализации как дисконтированной суммы ожидаемых денежных потоков от деятельности компании или использования актива. Таким образом, капитализация равна сумме денежных потоков, дисконтированных на ставку, соответствующую неопределенности получения данного дохода и отдаленности его получения.
Более того, денежный поток также может быть определен как произведение генерируемого предприятием или активом оборота на рентабельность по денежному потоку, обеспечиваемую на данном обороте. Исходя из данной декомпозиции, стратегическая цель повышения капитализации предприятия за счет нематериальных активов раскладывается на стратегические задачи повышения выручки за счет использования имеющихся и вновь формируемых активов, рентабельности данной выручки, а также обеспечения минимизации рисков предприятия за счет использования нематериальных активов.
Если рассматривать традиционный подход, то он направлен в основном на решение последней задачи, поскольку обеспечивает снижение финансовых рисков компании. Выполнение других стратегических задач возможно исключительно при использовании стратегически ориентированного подхода в управлении нематериальными активами. Данный подход включает в себя следующие мероприятия:
1. Формирование системы стратегических целей и задач в области развития деятельности, связанной с активным использованием и формированием нематериальных активов, в формате стратегических карт - как аналитическими методами, так и посредством осуществления стратегических сессий.
2. Исследование рынков деятельности предприятия на стратегически важных направлениях.
3. Формирование перечня и требований к нематериальным активам, определяющим ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость инновационно активного предприятия.
4. Инвентаризация существующих зарегистрированных и незарегистрированных нематериальных активов, включая фонд знаний, накопленных при выполнении работ, право исключительной собственности на результаты которые принадлежит заказчику.
5. Формирование управленческой стратегии в области реформирования деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности использования и создания стратегически ценных нематериальных активов.
6. Формализация нематериальных активов, включая результаты научно-технической деятельности, фонд знаний и деловую репутацию в стратегическом формате, то есть не только регистрация прав и независимая оценка стоимости, но и обеспечение представления стратегической ценности данных активов для потенциальных инвесторов и клиентов.
Таким образом, инновационный подход стратегически ориентированного управления нематериальными активами определяет данные активы как ключевые факторы развития предприятия и позволяет строить систему управления, ориентируясь именно на них, а не на материальные средства производства.