ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды

1. Сущность рынка и его виды. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок— это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров.

Выделяют следующие виды рынков:

1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.

2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.

3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.

4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.

5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.

7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.

8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.

9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования..

2. Оборотные средства предприятия, их состав, источники формирования и пополнения. Оценка эффективности их использования.

Оборотными средствами называется постоянно находящаяся в непрерывном движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения

Под составом оборотных средств следует понимать входящие в их состав элементы:
· производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, запасные части…);
· незавершенное производство;
· расходы будущих периодов;
· готовая продукция на складах;
· продукция отгруженная;
· дебиторская задолженность;
· денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.
Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств предприятия. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Недостаток оборотного капитала - тормозит ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

Источниками формирования оборотных средств могут выступать:

- собственные средства;

- средства, приравненные к собственным;

- заемные средства;

- привлеченные средства.

Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости.
Оборачиваемость оборотных средств - продолжительность последовательного прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5

Вопрос 1 Рыночное равновесие. Равновесная цена

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru

Установление рыночного равновесия по Вальрасу

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru

Установление рыночного равновесия по Маршаллу

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

Равновесная цена

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru

Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ = РS = РD ,

где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.

Это означает, что QЕ = QS = QD.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Действуют законы рыночного ценообразования:

¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 1)

Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Равновесный объем – это объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru – кривая спроса

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru – кривая предложения

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru – равновесный объем

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru – равновесная цена

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru – точка пересечения спроса и предложения

Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

· информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

· нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

· стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4. 1. Сущность рынка и его виды - student2.ru

Вопрос 2. Основные принципы управления оборотными средствами.

Оборотные средства- это совокупность материальных и денежных ценностей, которые находятся в постоянном кругообороте организации (предприятия), меняют свою материальную форму в постоянном течение одного цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на оказываемые услуги.

При управлении оборотными средствами решают следующие основные задачи:

- сокращение оборачиваемости оборотных средств и тем самым уменьшение потребности в них;

- обеспечение оптимального соотношения между собственными и заемными оборотными средствами с целью увеличения степени финансовой устойчивости предприятия.

Главная задача управления оборотными средствами – обеспечить нормальный бесперебойных производственный процесс (т.е. оборотных средств должно быть достаточно), используя как можно меньше денег для этого (т.е. оборотных средств должно быть как можно меньше). Следовательно, необходимо определить оптимальную величину оборотных средств и поддерживать ее на этом уровне, что приведет к сокращению оборачиваемости и снижению потребности в оборотных средствах на предприятии. Для этой цели проводят нормирование оборотных средств, т.е. определение норм и нормативов. По охвату нормированием все оборотные средства делят на нормируемые и ненормируемые (это деление условно и зависит от состояния финансовой работы на предприятии). Обычно, ненормируемые - это элементы фондов обращения, предсказать величину которых в настоящий момент невозможно. Главная задача при управлении ими - свести их к минимуму, а при определении их начальной величины обычно используют экспертную оценку. Для остальных элементов оборотных средств определяют нормы и нормативы, поэтому они относятся к нормируемым.

Норма запаса - это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида. Нормы зависят от расхода материалов в производстве, износостойкости запчастей и инструмента, длительности производственного цикла, условий снабжения и сбыта, др. Нормы при относительно неизменных экономических условиях являются длительно действующими. Они уточняются при существенном изменении технологии или организации производства, номенклатуры изделий или услуг, изменении условий сбыта или снабжения. Норматив запаса - это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс.

Наши рекомендации