Особенности социальной защиты населения

В Республике Беларусь

Социальная защита как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер, защиту его от безработицы, потери или сокращения доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости. Кроме этого, она предполагает предоставление медицинских услуг, условий для получения образования и профессиональной подготовки, отдыха.

Правовое обеспечение социальной защиты в республике базируется на Кодексе законов о труде, законах Республики Беларусь «О занятости населения», «О пенсионном обеспечении» и др.

Создано Министерство труда и социальной защиты. Образованы службы занятости, специальный фонд содействия занятости.

Реальная социальная политика отражает результат согласования и балансировки интересов различных слоев населения и возможностей экономики республики. Конкретное проявление согласования интересов – принятие компромиссных решений в форме законодательно утверждаемых стандартов, которые государство обязано обеспечивать, реализуя конституционные права граждан.

В настоящее время законодательно устанавливаются размеры минимальной заработной платы, минимальной пенсии; существуют стандарты в области образования, здравоохранения, разрабатывается и апробируется новая модель оплаты жилья, коммунальных услуг, потребляемой электроэнергии в быту.

Однако, весьма сложно перераспределить доход, полученный на базе налоговых платежей в бюджет, между конкретными гражданами, состоятельными и бедными. По этой причине и жилье, и общественный транспорт, и продукты питания должны оплачиваться в соответствии с их реальными издержками всеми социальными группами и слоями. Если дешевым газом и электроэнергией предприниматель обогревает свой офис или коттедж, то он получает по существу дополнительный доход, оплачиваемый всеми (в том числе и небогатыми) через налоги.

В условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения. Избирательный подход к оказанию социальной помощи предполагает применение принципа адресности.

Не менее актуальным направлением социальной политики является создание многоуровневой системы, в которой целевые функции социальной защиты населения формируются на республиканском уровне, на региональном они дополняются с учетом местных особенностей и имеющихся в распоряжении местных советов ресурсов.

За государством может закрепиться право установления минимального уровня гарантий для всего населения республики вне зависимости от места проживания. Регионы (области), обеспечивая выполнение общегосударственных гарантий, исходя из конкретных условий и финансовых возможностей, могут повышать уровень этих гарантий для отдельных групп, особо уязвимых слоев населения, вводить дополнительные гарантии, действующие на данной территории (например, льготный проезд студентов в летний период в поездах пригородного сообщения).

Трудовые коллективы, в свою очередь, через коллективные договоры могут дополнять систему государственных и региональных гарантий, устанавливая дополнительные льготы и преимущества членам своего трудового коллектива и ветеранам в пределах, зарабатываемых на эти цели средств.

Такая многоуровневая система социальной защиты может строиться исходя из установленного законом прожиточного минимума, финансовых возможностей как регионов республики, так и трудовых коллективов.

Забота о людях проявляется и в уровне обеспечения их услугами: бытовыми, коммунальными, торговыми, медицинскими, юридическими, организаций культуры, страхования, управления имуществом. Право же на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению.

Принципами социальной защиты граждан в республике являются:

– принцип надежности системы социальной защиты населения;

– принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной защиты занятого трудоспособного населения;

– создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения;

– принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

– принцип регулирования соотношения сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;

– принцип реализации целевых программ поддержки государством малообеспеченных граждан (сирот, инвалидов с детства и др.).

Основными элементами системы социальных гарантий являются:

– гарантии формирования, поддержания и развития способностей;

– гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности);

– гарантии участия работников в принятии управленческих решений (в производстве, в решениях общесоциального и общегосударственного порядка);

– гарантии распределения по труду, получения доходов на основе общественно приемлемых способов и источников их формирования;

– гарантии в сфере потребления (гарантии общественного контроля за качеством и безопасностью для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей);

– гарантии обеспечения экологической безопасности для нормальной жизнедеятельности граждан общества;

– гарантии защиты гражданских прав и свобод, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.

В целом, наиболее важными мерами социальной политики в Республике Беларусь в современных условиях являются:

– повышение государственных минимальных социальных гарантий;

– обеспечение социальных стандартов для городского и сельского населения;

– улучшение пенсионного обеспечения;

– сокращение уровня малообеспеченности;

– повышение эффективности адресной системы социальной защиты;

– регулярный пересмотр минимальной заработной платы, уточнение стоимости «потребительской корзины»;

– развитие страховой медицины, сферы платных дополнительных услуг в медицине, образовании;

– содействие развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности.

Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях обеспечения условий повышения уровня жизни населения, поддержания справедливости в обществе, нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики.

Наши рекомендации