К их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей при-

Менима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отрас-

Лях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспорт-

Ных средств и т. д.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифи-

Цируют по следующим основным признакам.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

•оптовые цены на продукцию промышленности, по которым

Предприятия реализуют произведенную продукцию другим пред-

приятиям и сбытовым организациям;

•закупочные цены, по которым производители сельскохозяй-

Ственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным пред-

приятиям для дальнейшей переработки;

•цены на строительную продукцию, включающие сметную

стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

•розничные цены, по которым торговые организации реализу-

ют продукцию населению, предприятиям, организациям;

•тарифы грузового и пассажирского транспорта;

•тарифы на платные услуги населению,"

•цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

•трансфертные цены, по которым внутренние подразделения

Или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой

Факторами производства и продуктами.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотно-

Шение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, пред-

Ставляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значи-

Мости элементов цены и их уровне.

Состав розничной цены приведен ниже.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она ха-

Рактеризует текущие издержки предприятия по производству и реа-

Лизации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы

Полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции,

И получить достаточную сумму прибыли.

Себестои-

Мость

Продукции

Прибыль

Предприя-

Тия

Акциз (по

Подакцизным

Товарам)

Налог на

Добавленную

Стоимость

Отпускная цена предприятия

Оптовая рыночная цена

Наценки посред-

Нических

Организаций

Розничная цена

Торговые

Наценки

Состав затрат по производству и реализации продукции определен

Гл. 25 НК РФ и ПБУ 10/99. Для целей бухгалтерского учета состав за-

Трат определяется по полному кругу затрат, который и является ниж-

Ней границей цены предложения товара. Для целей налогообложения

Используют так называемые откорректированные затраты, в состав ко-

Торых отдельные виды расходов (например, представительские расхо-

Ды, расходы на рекламу, обучение, страхование и др.) включаются

В пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

При обосновании цены конкретной продукции разрабатывается

Калькуляция себестоимости единицы изделия. Перечень статей за-

Трат в калькуляции, а также их состав и порядок распределения по

Видам продукции и центрам затрат определяются отраслевыми ме-

тодическими указаниями по планированию, учету и калькулирова-

Нию себестоимости продукции.

Любое предприятие стремится получить максимально возмож-

Ную прибыль. Прибыль предприятия должно обеспечивать не толь-

Ко финансирование текущих расходов (например, материальная по-

Мощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприя-

Тии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам

Труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.

Государство также заинтересовано в увеличении прибыли пред-

Приятий, поскольку рост прибыли обеспечивает большую напол-

Няемость доходной части бюджетов разных уровней.

Относительным показателем прибыли является рентабельность.

Различают различные показатели рентабельности: продукции, про-

Даж, активов, собственных средств и др. С точки зрения ценообра-

Зования наиболее важным показателем рентабельности является

Рентабельность продукции. Она определяется отношением сальди-

Рованного финансового результата (прибыль минус убыток) от реа-

Лизации продукции к себестоимости реализованной продукции.

В том случае, если получен отрицательный сальдированный финан-

Совый результат от реализации продукции, имеет место убыточ-

Ность. Этот показатель характеризует эффективность выпуска про-

Дукции, так как отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной

От реализации продукции, и использованных на ее производство

затрат. В табл. 16.1 показана динамика рентабельности продукции и

Активов по основным отраслям экономики.

Анализ данных табл. 16.1 показывает, что как рентабельность

Продукции, так и рентабельность активов имеют тенденцию к сни-

Жению. Рентабельность продукции в целом по экономике за 1992— 2002 гг. снизилась в 2,7 раза. Для большинства отраслей также ха-

Рактерна данная тенденция. Рост рентабельности услуг отмечается

Лишь на транспорте и в связи. Что касается уровня рентабельности

продукции, то он колеблется от 1% в сельском хозяйстве до 33,4%

В связи и говорит о том, что далеко не все отрасли обеспечивают

Достаточный уровень прибыльности.

Т а б л и ц а 16.1

Рентабельность продукции и активов организаций

По основным отраслям экономики1 (в процентах)

Рентабельность

Продукции

Всего в экономике

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт

Связь

Торговля и обществен-

Ное питание

Оптовая торговля про-

Наши рекомендации