Тельно ограничена была и сфера применения системы. Но эффек-

Тивность ее положительных элементов подтолкнула другие пред-

Приятия на поиск более совершенных систем.

В 1957—958 гг. на предприятиях г. Горького появилась систе-

Ма КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия).

В ней наряду с элементами бездефектного изготовления продукции

И сдачи ее с первого предъявления внимание обращалось на управ-

Ление качеством изделий в период их проектирования и внедрения

В производство.

Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машинострои-

Тели. В 1963 г. они разработали и внедрили систему НОРМ (научная

Организация работ по увеличению моторесурса двигателя). В ней

Учитывался опыт саратовцев и горьковчан. Но был введен и новый

Важный элемент —управление связями между потребителями и

Проектировщиками двигателя.

Следующий этап в становлении комплексной системы управле-

Ния качеством продукции (КСУКП) —это создание и применение

Системы бездефектного труда (СБТ) на предприятиях г. Львова

В 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда

Работников являлся коэффициент качества труда не только непос-

Редственных производителей продукции, но и работников всех

Служб предприятия, т. е. всего коллектива.

В 1972-—973 гг. сложилась уже комплексная система управле-

Ния качеством продукции (КСУКП) —совокупность технических,

Экономических, социальных мероприятий, регламентированных стан-

Дартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Сис-

тема давала возможность планомерно воздействовать на факторы,

Влияющие на технико-экономические и эстетические свойства про-

Дукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты

предприятия (СТП). СТП являются стержнем, содержанием КСУКП.

Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной

стандарт, который определял общие положения системы, и на сово-

Купность специальных вспомогательных стандартов, обеспечиваю-

Щих реализацию функций системы управления качеством продук-

Ции на предприятии.

Были разработаны и общие принципы построения и функцио-

Нирования КСУКП как одной из основных частей общего управле-

ния предприятием:

•непрерывность управления качеством продукции на всех ста-

диях жизненного цикла этой продукции;

•единство и взаимосвязь общих и специальных функций

Управления. Государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме

Качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой обла-

Сти. Не стояла на месте и теория. Проводились НИР, издавались

Книги, монографии, т. е. шел процесс накапливания знаний как

В теории, так и в практике. В этом заключается положительный мо-

Мент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при

Переходе России на рыночные отношения, но этого не случилось.

За последние годы во многих странах мира стали переходить от

Системы качества к системе менеджмента качества (СМК).

Что касается отдельных российских предприятий, то они стали

Также осуществлять переход от системы качества по ГОСТ Р ИСО

К системе менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001—001.

Закономерно повышение интереса к различным моделям управ-

Ления, в том числе системам менеджмента качества.

Известный специалист в области качества Ю. П. Адлер назвал

Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента

качества (стандарт ИСО серии 9000), ≪советами бывалых людей,

как вести бизнес≫. Не случайно эти стандарты попали в Книгу ре-

Кордов Гиннеса как самые используемые из всех имеющихся стан-

Дартов.

Система менеджмента качества разрабатывается на основе сле-

Дующих принципов: лидерство руководителя; ориентация на по-

Требителя; вовлечение работников; процессный подход; системный

Подход к менеджменту; взаимовыгодные отношения с поставщика-

Ми; принятие решений, основанных на фактах, и др.

Все эти принципы важны, но особенно существенными, осново-

Полагающими являются первые два принципа: лидерство руководи-

Теля и ориентация на потребителя.

Любая система управления, в том числе и система менеджмента

Качества, не может эффективно функционировать без заинтересо-

Ванности и лидерства руководителя.

Что касается значимости принципа ≪ориентация на потребите-

ля≫, то в настоящее время следует учесть, что под давлением потре-

Бительского спроса наблюдается переход от массового производ-

Ства к производству небольших партий продукции. В результате

Рынок производителя уступает место рынку потребителя. Именно

Потребитель начинает определять, что производить. Б этих услови-

ях производителю необходимо научиться слышать ≪голос потреби-

теля≫ и переводить его требования в инженерные характеристики

Для разработки нового поколения продукции. Для этой цели ис-

Пользуется метод структурирования функций качества (СФК), раз-

Работанный в середине прошлого века в Японии и применяемый

Сегодня ведущими компаниями во всем мире.

Наши рекомендации