Вопрос 1. Характеристика инновационных процессов

Тема 2.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Учебные вопросы:

1. Характеристика и структура инновационных процессов.

2. Факторы инновационного процесса.

3. Субъекты и инфраструктура инновационной деятельности.

Вопрос 1. Характеристика инновационных процессов.

В природе переход от одного качества к другому требует затрат определенных ресурсов, поэтому перевод нововведений в инновацию также требует затрат определенных видов ресурсов.

В условиях рыночных отношений, где идет процесс купли-продажи товаров основными компонентами инновационной деятельности, выступают основные виды ресурсов нововведения и инновации.

Сфера инновационной деятельности:

Вопрос 1. Характеристика инновационных процессов - student2.ru

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию или как процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.

Инновационный процесс включает 4 этапа:

1.Фундаментальные исследования.

2.Прикладные исследования.

3.Опытно-конструкторские работы.

4.Процесс коммерциализации.

1-й этап:

Фундаментальные научные исследования –это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Фундаментальные исследования делятся:

Вопрос 1. Характеристика инновационных процессов - student2.ru - теоретические

- поисковые

Результаты теоретическихисследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

2-й этап инновационного процесса- прикладные научно-исследовательские работы, направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Характеристика Фундамент Прикладные
Направление исследования Получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества Получение конкретного результата
Кто проводит? Российская академия наук Крупные отраслевые НИИ, конструкторские бюро, исследовательские лаборатории, УЗы
Продолжительность Очень долгие или бесконечные Относительно не продолжительные
Стоимость Очень дорогие Сравнительно дешево
Кто оплачивает? Государство Государство, сторонние частные инвесторы

3-й этап опытно-конструкторских работ связан с применением результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники, материала технологии.

Опытно-конструкторские работы — это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты опытно-конструкторских работ могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

На четвертом этапевключается в действие процесс коммерциализации нововведения. Нововведение запускается в производство, затем выходит на рынок и далее шествует по основным фазам жизненного цикла товара.

Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании.

На этом этапе инновационного процесса еще неизвестна реакция рынка на нововведения, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер.

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ – от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе знания, потребителем.

Различают три логические формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный)

- простой межорганизационный (товарный)

- расширенный

Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае, не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Наши рекомендации