II. Внутреннее обслуживание
Процесс предоставления всем подразделениям организации и службам внутри организации услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
Факторы, отличающие процесс проектирования и разработки услуги:
1) невозможность создания запасов, т.о. избыточная мощность ведет к излишним затратам;
2) процесс и продукт разрабатываются одновременно, т.к. процесс является частью продукта;
3) пакет услуг содержит только основной результат процесса разработки;
4) элементы пакета услуг определяются уровнем подготовки персонала;
5) существует возможность радикально изменить предложение услуг в кратчайшие сроки.
Философия обслуживания отображена в сервисном треугольнике, приведенном на рис.1.
Основные критерии сервисной стратегии:
· доступность;
· учет мнения клиентов;
· открытость служащих;
· квалификация служащих;
· качество обслуживания;
· высокая скорость и удобство;
· цена;
· качество материалов, используемых при предоставлении услуг;
· разнообразие и др.
Процесс оказания услуги означает контакт потребителя с производственной системой, т.е. физическое присутствие клиента в системе.
Степень контакта – процентное соотношение времени, которое клиент должен находиться в сервисной системе к общему времени, которое занимает весь процесс его обслуживания.
Чем больше продолжительность контакта сервисной системы с потребителем, тем выше степень взаимодействия между ними в ходе процесса предоставления данной услуги.
Сервисными системами с высокой степенью контакта с клиентом:
· управлять сложнее, труднее оптимизировать операции, поскольку прямое влияние на них оказывает внешний элемент (потребитель).
· клиент сильно влияет на продолжительность обслуживания, состава услуг, ее реальное или ожидаемое качество;
· данные системы позволяют индивидуально подходить к процессу и контролировать качество предоставляемых услуг.
Все это прямо влияет на производительность и пропускную способность всей сервисной системы.
Чем выше степень контакта системы с клиентом, тем выше требования предъявляемые к работникам. В большей степени это относится к способности диагностики проблем и принятии быстрых решений.
Основные различия между системами с высокой и низкой степенью контакта представлены в таблице 1.
Контакты в обслуживании могут отображаться различными способами (рис. 2).
Внутри матрицы перечислены основные способы контакта клиента с сервисной системой.
Оперативное применение сервис-системной матрицы: определяет требования к работникам, определяет необходимое техническое оснащение процесса обслуживания, определяет фокусировку операций.
Стратегическое применение сервис-системной матрицы: призвана интегрировать операционную и маркетинговую стратегию, точная характеристика организации с точки зрения предоставления услуг (специализация, диверсификация и т.д.), возможность сравнения способов предоставления услуг с конкурентами, определение циклических изменений по мере развития организации.
Таблица 1. Основные различия между системами с высокой и низкой степенью контакта
Характеристика услуги | Система с высокой степенью контакта | Система с низкой степенью контакта |
Размещение сервисного пункта | Обслуживание в непосредственной близости от потребителя | Обслуживание вблизи поставщиков, транспортных узлов, источников рабочей силы |
Планировка сервисных помещений | Учет психологических и физических потребностей и ожиданий клиентов | Обеспечение максимальной производительности труда |
Содержание услуги | Определяется внешней средой и физическим присутствием клиентов | Клиент не присутствует в сервисной среде, может определяться меньшим числом элементов |
Проектирование процесса обслуживания | Все этапы проектирования оказывают на клиента прямое воздействие | Клиент не вовлечен в большинство этапов |
Производственное планирование | Заказы не хранятся, поэтому сглаживание потока ведет к прямым потерям | Возможны отсрочка выполнения заказа и сглаживание потока обслуживания |
Навыки персонала | Персонал – основной элемент, поэтому необходимо специальное обучение | Основной персонал должен иметь только профессиональные навыки |
Контроль качества | Контролируется присутствующим клиентом | Стандарты качества можно точно определить. Качество характеризуется постоянством |
Временные нормы | Зависят от потребностей клиента, строго не определены | Работа выполняется с «заменителями» клиента, могут быть жесткими |
Оплата труда | Более целесообразна повременная оплата труда | Возможность фиксации объемов работы позволяет использовать оплату за результаты |
Планирование пропускной способности | Пропускная способность на уровне максимального спроса | Пропускная способность определяется по среднему уровню спроса |
Существует три основных метода предоставления услуг:
1. метод поточной линии;
2. метод самообслуживания;
3. метод индивидуального подхода.
Метод поточной линии.
Процесс обслуживания рассматривается как производственный процесс. Данный метод не подразумевает подчинение обслуживающего обслуживающему, так как в центре внимания не люди, а предметы. Ориентация на эффективный результат, а не на обслуживание (McDonald’s). Как правило, это системы с низкой степенью контакта.