По теме: Типы рыночных структур»

1. Что такое конкуренция и конкурентная среда рынка. Какие типы рыночных структур вам известны.

2. Каковы критерии совершенной и несовершенной конкуренции.

3. Почему кривую спроса в условиях совершенной конкуренции можно интерпретировать как прямую линию

4. В чем особенности поведения производителя в условиях совершенной конкуренции

5. Как изменяются подходы производителя – совершенного конкурента к максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах

6. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

Лекция 11 . ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

· значительная доля продаж на рынке у отдельных

производителей;

· неоднородность продукта;

· наличие барьеров для входа в отрасль;

· несовершенство информации.

Каждый из этих факторов в отдельности или они все вместе способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке.

Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

Несовершенная конкуренция – тип экономики, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж. Ее отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых методов конкуренции.

Чистая монополия. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопсоническая власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Монополистическая конкуренция - ситуация на рынке, при которой большое число мелких и средних фирм производят фифферинцированную продукцию

Чистая монополия.

Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю). Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий.

1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.

2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-субститутов, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

3. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков; наличие положительного эффекта масштаба.

Виды монополий :

1.Открытая монополия Ими являются фирмы , впервые вошедшие на рынок с новой продукцией. Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию

2.Закрытая монополия. Предоставляются временные монопольные права на основе выдачи патентов и лицензий.

3. Естественная монополия – отрасль в которой деятельность одной фирмы более эффективна так как существует значительная экономия от масштаба, сопровождающая ростом производства. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами ГАЗПРОМ, РЖД. Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования.

Фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства продукции. чтобы обладать монопольной властью, необязательно быть чистым монополистом, произодителю достаточно доминировать в доли в общих продажах на рынке. Чистая монополия является крайним проявлением монопольной власти

Наши рекомендации