Развития связи и информатики

Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.

В современных условиях роль связи и информатики как важного звена в обеспечении успешного функционирования народного хозяйства и необходимого условия социально-экономического процесса постоянно возрастает.

Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития указанного звена производственной инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых, экологических и Других издержках на осуществление. При решении указанной задачи учитываются спёцифика и уровень развития каждого вида услуг связи и информатики.

Основные показатели прогноза развития связи и информатики объем продукции в стоимостной измерении, протяжённость телефонных каналов на междугородних и международных линиях, емкость городских и сельских телефонных станций, узлов коммутации каналов передачи данных и телеграфной сети, количество телевизионных станций мощностью 1 кВт и выше комплексно-механизированных предприятий связи, телефонных аппаратов у абонентов. Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народному хозяйству и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых, радиотелефонных), программ телевидений и радиовещания, а также по предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств. Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цен. В процессе прогнозных расчетов учитывается изменение численности, реальных доходов населения и влияние других факторов.

Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются с возможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственных мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.

Глава 20

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

Характеристика и особенности

Деятельности отраслей сферы обслуживания

Населения

Человечество в своей жизни кроме создания материальных ценностей выполняет массу других действий по удовлетворению потребностей в пище, одежде, по повышению уровня знаний, укреплению здоровья и т.д. Виды работ, в которых полезный эффект заключается в обеспечении материальных и духовных нужд личности, принято классифицировать и учитывать в качестве потребительских услуг. Большая часть из них удовлетворяет первостепенные жизненные потребности населения и в конечном итоге способствует воспроизводству рабочей силы.

Услуги населению оказывают отрасли сферы обслуживания: народное образование, культура и средства массовой информации, здравоохранение, физичёская культура и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения. Кроме того, в сферу обслуживания населения включаются некоторые виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства: торговля и общественное питание, производственные виды бытовых услуг — ремонт бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив одежды и обуви, химическая чистка и крашение.

В бывшем СССР большая часть социально-культурных услуг предоставлялась населению бесплатно, финансирование развития социальной сферы осуществлялось за счет госбюджета.

При переходе к рыночным отношениям в странах СНГ сокращается доля бюджетных средств на эти цели и коммерческими структурами наряду с бесплатными оказываются платные услуги населению.

Специфика услуг в том, что процесс их производства и потрёбления совпадает по времени, в связи с чем их нельзя накапливать, они должны создаваться там, где есть потребители. Поэтому система государственного регулирования, прогнозирования и планирования развития отраслей, производящих потребительские услуги децентрализована, т.е. в основном областными, городскими и районными органами управления, в максимальной мере приближена к потрёбителям и учитывает местные условия.

Особенностью сферы услуг является также и то, что она развивается, главным образом, экстенсивным путем. Если в материальном производстве прирост продукции в большей мере осуществляется за счет роста производительности труда, т.е. интенсивных факторов, то в сфере обслуживания наращивание объема услуг производится в основном за счет увеличения численности работающих. В отраслях, создающих платные услуги, повышение эффективности труда выражается, прежде всего, в улучшении качества обслуживания населения и расширении перечня предоставляемых услуг. Поэтому и в перспективе развитие сферы услуг будет основываться также на привлечении в эти отрасли дополнительной рабочей силы. Особенно это касается таких отраслей, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей отраслей.

20.2. Прогнозирование и планирование

Наши рекомендации