Где Пю, ns 6 —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и
товара-эталона соответственно;
КП(! КП6 —комплексный показатель уровня качества сравниваемого об-
разца и товара-эталона соответственно;
Д, ITg —предполагаемая или фактическая цена реализации рассматривае-
Мого образца и товара-эталона соответственно.
Если Пм > Пк6, то сравниваемый товар является более конкурен-
тоспособным; если Пкг < Пкб —менее конкурентоспособным; Пк; =
Пкб —конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показа-
Тель конкурентоспособности
Если то показатель конкурентоспособности рассматри-
Ваемого образца превышает показатель конкурентоспособности ба-
Зового или равен ему.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитыва-
Ет только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену по-
Требления, т. е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти то-
Вары в эксплуатации.
Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспо-
Собности определяется на основе сопоставления как технических,
Так и экономических параметров. При этом из технических пара-
Метров выбираются только такие, которые в наибольшей степени
Интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каж-
Дому техническому параметру, а на их основе определяются свод-
Ные параметрические индексы (7то) по каждому сравниваемому из-
делию:
где / —индивидуальный индекс г-го технического параметра;
А: —вес z-го параметра.
Создание весовой базы технических параметров —это наибо-
Лее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспо-
Собности. Основным источником данных для построения весовой
Базы являются рыночные исследования —спрос потребителей, вы-
Ставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения
Потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты,
Связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые
С требованиями потребителей.
Сопоставление сводных технических параметров по каждому
Изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное
Из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то
изделие, у которого значение 7^ является максимальным.
Сводный индекс по экономическим параметрам (7п) определя-
Ется из выражения
Где Цш, Цп6 —цена потребления соответственно сравниваемого и базового об-
Разца.
Если /эп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является
Более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономи-
ческим параметрам; если • . наоборот; если —изделия
Равнозначны.
Для определения уровня конкурентоспособности как по техни-
Ческим, так и по экономическим параметрам определяется интег-
Ральный показатель конкурентоспособности
где /та —сводный индекс по техническим параметрам;
/эп • . сводный индекс по экономическим параметрам.
Данный метод является более предпочтительным по сравнению
С предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши
Сравниваемые изделия в эксплуатации.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые
Разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со
Способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего ка-
Чества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они мно-
Гочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие
Группы: технические, организационные, экономические, социаль-
Но-психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют
На качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и техно-
Логии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продук-
Ции. Важнейшим фактором, влияющим на качество продукции, яв-
Ляется система стандартизации.
Организационные факторы связаны с совершенствованием
Организации производства и труда, повышением производственной
Дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечени-
Ем культуры производства и соответствующего уровня квалифика-
Ции персонала, внедрением системы управления качеством и его
Сертификации, улучшением работы службы ОТК.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и
Реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого
Уровня качества продукции, политикой ценообразования и систе-
Мой экономического стимулирования персонала за производство
Высококачественной продукции.
Социально-психологические факторы в значительной мере
Влияют на создание здорового социально-психологического клима-
Та в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание пер-
Сонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия,
Моральное стимулирование работников за добросовестное отноше-
Ние к работе — . все это важные составляющие для выпуска конку-
Рентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие
Факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или социально-психологические.