БИЛЕТ 57 Финансовая система: сущность, функции, структура
Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) через особые фонды и учреждения. Денежные отношения охватывают экономические отношения, связанные с выполнением функции денег. Финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения. В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарно-денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, с движением денег при их дарении.
Финансы выполняют следующие функции.
1. Распределительная функция заключается в первичном распределении национального дохода и вторичном его перераспределении. Первичное распределение осуществляется на предприятии. Из выручки от реализации продукции там образуются следующие денежные фонды (финансы предприятия): амортизационный фонд для восстановления потребленных (в размере износа) средств труда; фонд оборотных средств для восстановления потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, материалов, энергоносителей и т.п.); фонд оплаты труда работников и их социального обеспечения; прибыль. Вторичное распределение распространяется на прибыль предприятия, из которого выплачиваются проценты за банковский кредит на приобретение основных средств и налоги в государственный бюджет.
2. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля распределения и использования финансовых ресурсов. Эта функция реализуется посредством финансовой информации, выражающаяся в различных финансовых показателях (выручка, прибыль, рентабельность и др.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных экономических норм и нормативов на микро и макро уровнях, что создает условия для регулирования процессом воспроизводства.
Финансовая система включает финансовые отношения и соответствующие им учреждения, действующие в тесном взаимодействии с кредитными институтами. Деньги – часть финансовой системы. Финансовая система включает следующие звенья.
1. Финансы предприятий, учреждений, организаций. Из выручки от реализации продукции на предприятии создают фонд оплаты труда, амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд развития производства, социально-культурных мероприятий, дивидендный фонд и др.
2. Финансы страхования включают фонды социального, имущественного, личного страхования, образуются за счет целевых взносов.
3. Финансы системы кредитования включают банковскую систему и специальные кредитные учреждения.
4. Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов, которые создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета. Эти денежные средства имеют целевое назначение (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования). По принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам.
Государственный бюджет
Основной элемент в структуре финансов страны – государственный бюджет. Бюджет – это баланс доходов и расходов страны за определенный период (месяц, квартал, год). Величина бюджета, структура его доходной и расходной частей служат отражением экономического положения страны и возможностей правительства для эффективного воздействия на социально экономическую ситуацию в обществе. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социальных функций. Перераспределение национального дохода через государственный бюджет позволяет удовлетворять общественные потребности, обеспечивать выполнение программ социально-экономического развития страны; поддерживать отдельные отрасли национальной экономики.
Структура государственного бюджета страны имеет свои национальные особенности, зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства и других факторов. В странах с унитарным устройством бюджетная система включает государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – в России это бюджеты субъектов федерации. За счет местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, жилищное строительство, содержание местной администрации, расходы на социально-культурные нужды. В бюджете находит отражение структура доходов и расходов государства.
Доходы и расходы государственного бюджета. Главным источником доходной части бюджета являются налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налог – часть добавленной стоимости, изымаемая у собственника дохода в пользу государства с целью создания материальной базы для удовлетворения коллективных потребностей общества. Доходная часть бюджета напрямую зависит от фактической базы налогообложения – вновь созданной стоимости (включает прибыль предприятий и зарплату наемных работников). Это предопределяет общий объем государственного бюджета и структуру его расходной части.
К неналоговым поступления в бюджет относят: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли.
Расходы бюджета выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Государство разрабатывает порядок и условия использование бюджетных средств. Расходы бюджета можно разделить на пять групп: военные, экономические, социальные, содержание аппарата управления, связанные с внешнеполитической деятельностью.
Социальные статьи расходов призваны смягчить дифференциацию в доходах различных социальных групп, обеспечить национальную экономику квалифицированной и здоровой рабочей силой, обеспечить стабилизацию, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям.
Экономические статьи расходов связаны с созданием благоприятных предпосылок для развития производственного сектора экономики: повышением конкурентоспособности продукции национальных предприятий на внешних рынках, инновационных технологий, обеспечением продовольственной независимости страны.
Расходы, связанные с внешнеполитической деятельностью – это затраты на материальное обеспечение внешних экономических связей, расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга.
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности и зависти от структуры экономики, развития оборонных отраслей, численности армии, характера административной системы.
Дефицит и профицит. Равенство доходов и расходов в бюджете означает его сбалансированность. В эпоху классического рынка и свободной конкуренции бюджеты государств сводились, как правило, с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. Это обеспечивало устойчивость денежному обращению и всей финансовой системе страны.
В современных условиях для большинства стран характерен дефицит госбюджета, то есть превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита госбюджета у государства есть два варианта:
выпустить и продать ценные государственные бумаги;
прибегнуть к денежной эмиссии.
Государственные займы ведут к долгу. Государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по займам. Кроме того, увеличение предложения ценных бумаг ведет к снижению цен на все ценные бумаги (т.к. их предложение увеличивается). В результате повышается норма процента по ценным бумагам, что ведет к сокращению капиталовложений и снижению экономического роста.
Превышение прироста денежной массы над приростом реального ВНП приводят к повышению среднего уровня цен , росту инфляции и социально-экономической напряженности. Лучший вариант в решении проблемы по устранению дефицита госбюджета – повышение эффективности и рост национальной экономики, что приводит к увеличению совокупной добавленной стоимости, т.е. налогооблагаемой базы.