Порядок сбора и применения доказательств в делах об административно наказуемых деяниях
Административно-процессуальное доказывание представляет собой совокупность определенных процессуальных действий, основной порядок которых закреплен в главе 26 Кодекса РФ об административных правонарушениях1. Прежде всего, следует подчеркнуть, что статья 26.2 данной главы закрепила важное положение для процесса доказывания, установив запрет использования доказательств по делам об административных правонарушениях, которые получены с нарушением закона2. Это можно объяснить на примере порядка сбора объяснений лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, показаниях потерпевших и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Они уже упоминались в работе в качестве доказательств, если с их помощью устанавливаются фактические данные, на основании которых определяются обстоятельства, имеющие значение для разрешения дел.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется условие их законности. В частности, нарушением, влекущем невозможность их использования в качестве доказательства, является невыполнение требования о предварительном разъяснении участникам производства их прав и обязанностей, которые предусмотрены статьями 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ3. То есть необходимо обязательно разъяснять и фиксировать в объяснениях, что соответствующему участнику производства по делам об административных правонарушениях разъяснены соответствующие права, например: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (статья 51 Конституции России).
Следующая статья 26.4 рассматриваемой 26 главы КоАП РФ определяет, при каких условиях экспертизы в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях, признаются полученными без нарушения закона. Заключение эксперта является необходимым не по всем делам, а лишь в тех случаях, если при производстве по делам об административных правонарушениях возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве, ремесле.
Например, решение о проведении экспертизы принимается для доказывания принадлежности пропагандируемых и публично демонстрируемых объектов к нацистской атрибутике или символике для признания действий противоправными деяниями, которые квалифицируются по статье 20.3 КоАП РФ. В ином случае дело может быть прекращено, как в представленном далее примере: «…Из протокола об административномправонарушении следует: …Б*** выложил в сети Интернет …изображения символа фашисткой атрибутики «свастики».… решение о признании той либо иной атрибутики или символики нацистской принимается, в том числе, на основании заключения эксперта.…Поскольку …не представлено доказательств пропаганды Б*** нацистской атрибутики или символики, в том числе, заключения эксперта, судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3. КоАП РФ, …в отношении Б*** прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения»1.
Для доказательства состава правонарушений судьями, либо полномочными органом или должностным лицом может быть вынесено определение о назначении экспертизы. В определениях обязательно должны быть записи о разъяснении экспертам их прав и обязанностей, а также о предупреждении их об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В то же время указывается, что вопросы, поставленные перед экспертами, и их заключения не могут выходить за пределы специальных познаний экспертов. В связи с чем, эксперты вправе отказаться от дачи заключений, если поставленные вопросы выходят за пределы их специальных познаний либо если предоставленных им материалов недостаточно для дачи заключения (ст. 25.9, 26.4 КоАП РФ)1.
До направления определения рассматриваемого вида для исполнения полномочные судьи, либо органы или должностные лица, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, обязаны ознакомить с ними лиц, в отношении которых ведется производство по делу, а также потерпевших. Им надлежит разъяснить их права, в том числе право заявлять отводы экспертам, просить о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключениях экспертов. Все эти действия также должны быть отражены в определении. Вместе с тем в вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 уточняется, что неисполнение указанных обязанностей не будет признаваться нарушением порядка проведения экспертиз в ряде случаев. В том числе, если лицам, в отношении которых ведется производство по делу, было сообщено надлежащим образом о месте и времени ознакомления с определением, но они не явилось в назначенное время и не уведомили о причинах неявки, либо указанные ими причины неявки признаны неуважительными2.
Согласно статье 26.5 КоАП РФ полномочные должностные лица для проведения экспертизы вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, о чем должен составляться протокол, предусмотренный статьей 27.10 данного Кодекса1.
Далее предлагается рассмотреть аспекты, касающиеся законности сбора и использования вещественных доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. Как известно, под вещественными доказательствами по таким делам понимаются орудия совершения либо предметы административных правонарушений. В том числе, те из них, которые сохранили на себе их следы. Они очень разнообразны, в связи с чем различны формы их процессуального оформление в качестве вещественных доказательств.
Сведения об обнаружении предметов либо орудий совершения правонарушений надлежит описывать в соответствующих процессуальных документах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Например, об изъятии вещей составляются протоколы об изъятии либо делается соответствующая запись в протоколах о доставлении или об административном задержании. В то же время в определенных законодательством случаях могут быть составлены предусмотренные главой 27 КоАП РФ «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» один из протоколов: об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; досмотра транспортного средства; осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице. Вещественные доказательства при невозможности их изъятия фотографируются или фиксируются другими установленными способами и приобщаются к делу2.
В настоящее время Д.Л. Паньшиным и другими специалистами отмечается тенденция активизации использования в производстве по делам об административных правонарушениях таких доказательств, как показания специальных технических средств1. Для определения законности их получения и использования необходимо четко соблюдать требования, указанные в статье 26.8 Кодекса Ф РФРФ об административных правонарушениях. В ней закреплено, что под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, которые утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, имеют соответствующие сертификаты и прошли метрологическую поверку. Их показания отражаются в протоколах об административных правонарушениях либо постановлениях (в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ) по делам об административных правонарушениях. Например, необходимость в измерениях возникает при проверке фиксации скорости движения транспортного средства (статья 12.9 КоАП РФ) и так далее2.
Также необходимо обратить внимание на предусмотренные статьями 26.9 и 6.10 КоАП РФ возможности для получения доказательств по делам обсуждаемого вида направлять запросы в соответствующие территориальные органы и истребовать сведения. По действующим правилам такими полномочиями обладают должностные лица, которые осуществляют производство по соответствующему делу об административном правонарушении. Кроме того, указанные лица имеют право поручить совершение должностным лицам соответствующих территориальных органов отдельных действий, предусмотренных вышеназванным Кодексом. При этом эти поручения и запросы подлежат исполнению в предусмотренные данными статьями сроки со дня их получения.